С 29 сентября по 5 октября на базе Королевского технического университета г. Стокгольм (Королевство Швеция) прошла очередная координационная встреча - семинар, посвященная развитию инклюзивного образования в Восточной Европе. Данный форум проходил в рамках реализации проекта Темпус «Иновест. Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения».
В работе семинара приняли участие представители всех стран-участников и учреждений партнеров из 6 стран (Испании, Германии, Швеции, Беларуси, Украины, Молдовы). В состав международного консорциума университетов входят 4 белорусских партнера (министерство образования, УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка", ГУО "Минский городской институт развития образования" и УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины»). Делегацию нашего университета на встрече возглавлял проректор по учебной работе С.А. Хахомов.
Реализация данного проекта осуществляется факультетом психологии и педагогики, а также институтом повышения квалификации и перепод-готовки кадров нашего университета.
Осуществление проекта по программе TEMPUS IV «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного образования» началось с октября 2012 года. Главной целью проекта является создание современной и работоспособной системы инклюзивного образования в регионе, содействие внедрению педагогических инноваций в инклюзивном образовании в Восточной Европе и усиление координации непрерывного обучения учителей путем повышения их квалификации в области инклюзивного образования в вузах.
Основным лейтмотивом встречи стало обсуждение учебных модулей, курсов и учебных пособий для подготовки учителей, директоров школ и промоутеров инклюзивного образования. Наш университет является ответственным за подготовку модуля «Инновационная педагогика», а также лабораторных практикумов. Работа по созданию модуля ведется в плотном контакте с остальными участниками проекта.
В ходе семинара его участники также проанализировали уже проделанную с начала проекта работу, прослушали доклады, обменялись мнениями, а также наметили план дальнейших действий по его реализации.
Участники семинара получили возможность ознакомиться с системой образования страны, посетить учебные аудитории и лаборатории Королевского технического университета и стокгольмского университета.
Не менее важным для подобного рода международных мероприятий является установление контактов не только с западноевропейскими вузами, но и с вузами стран - бывших республик Советского Союза. К примеру, в ходе вышеупомянутого совещания проректор Гомельского государственного университета С.А. Хахомов и проректор Государственного педагогического университета имени Иона Крянгэ (г. Кишенёв, Молдова) Игорь Раку обменялись договорами о сотрудничестве, подписанными ректорами вышеназванных учреждений образования.
С 18 по 25 мая на базе университета г. Аликанте (Королевство Испания) прошел международный семинар, посвященный развитию инклюзивного образования в Восточной Европе. Данный семинар проходил в рамках реализации проекта Темпус «Иновест. Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения», одним из основных участников которого является ГГУ. Наш университет на семинаре представлял проректор по учебной работе С.А. Хахомов и декан факультета психологии и педагогики В.А. Бейзеров.
В работе семинара приняли участие представители всех стран-участников и учреждений партнеров по проекту из 6 стран (Испании, Германии, Швеции, Беларуси, Украины, Молдовы). В состав международного консорциума университетов входят 4 белорусских партнера (министерство образования, УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка", ГУО "Минский городской институт развития образования" и наш университет).
В ходе семинара его участники проанализированную уже проделанную с начала проекта работу (проект осуществляется с октября 2012 года), прослушали доклады, обменялись мнениями, а также наметили дальнейшие действия по его реализации. Проектом предусмотрено создание обучающих модулей по инклюзивному образованию для подготовки (переподготовки) директоров школ, учителей, промоутеров, апробация модулей в пилотных школах каждой из стран.
Участники семинара получили возможность ознакомиться с системой образования страны, посетить ресурсный центр, оказывающий методическую помощь педагогам, работающим с детьми и студентами, имеющими особенности психофизического развития.
В каждом из университетов-партнеров планируется создание творческих коллективов по работе над учебными модулями. Кроме того, в каждом из вузов будут созданы по 2 лаборатории («Лаборатория исследования и развития талантов и интеллекта; Инновационная мультимедийная дидактическая лаборатория»). Для предварительного тестирования нашему университету переданы датчики фирмы Fourier Edu и программное обеспечение для будущих лабораторий.
«Отлично» по инклюзии
Проблема инклюзивного образования и социализации лиц с особенностями психофизического развития является в настоящее время чрезвычайно актуальной во всем мире.
С 24 по 28 марта 2014 года в Минске прошла очередная координационная встреча-семинар, посвященная развитию инклюзивного образования в Восточной Европе. Данный форум проходил в рамках реализации проекта Темпус «Иновест. Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения».
В работе семинара приняли участие представители всех стран-участников и учреждений-партнеров по проекту из 6 стран (Испании, Германии, Швеции, Беларуси, Украины, Молдовы). В состав международного консорциума университетов входят 4 белорусских партнера (министерство образования, УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка", ГУО "Минский городской институт развития образования" и УО «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины»).
В ходе встречи был обсужден ход реализации проекта, вопросы связанные с осуществлением дальнейших его этапов. В частности, в ближайшее время за счет средств проекта планируется поставка в каждый из университетов лабораторного оборудования (2-х мультимедийных лабораторий «Лаборатория исследования и развития талантов и интеллекта; Инновационная мультимедийная дидактическая лаборатория»). Также для обучения персонала отобранных пилотных школ по внедрению инклюзивных технологий с сентября 2014 года планируется организовать краткосрочные курсы. Ранее созданные международные команды представили на обсуждение подготовленные учебно-методические материалы для обучения слушателей.
Программа нынешнего семинара отличалась насыщенностью и высокой результативностью. В ходе семинара состоялись визиты в учреждения образования г. Минска и Минского района, встречи с представителями учебных центров Минского городского института развития образования и Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
В частности, организаторами семинара был сделан подробный обзор деятельности учреждений образования города Минска. Был изучен опыт работы ресурсных центров и пилотных школ по внедрению инклюзивного образования. В ходе посещения ГУО «Средняя школа №91 г. Минска им. Х.Марти» участникам встречи были продемонстрированы творческие мастерские для детей с особенностями психофизического развития, индивидуальные занятия и уроки с использованием современных средств обучения. Гости смогли увидеть факультативные занятия по карате, корфболу, мастер-класс «умелые ручки», как часть системы работы школы по созданию условий для развития способностей учащихся с особенностями психофизического развития.
В СШ №111 г. Минска был изучен опыт организации безбарьерной образовательной среды и опыт организации дистанционного образования детей-инвалидов. Необходимо отметить, что данная школа в 2013 году получила грант Мингорисполкома «Информационные технологии как средство повышения качества специального образования в классах интегрированного обучения и воспитания».
В одном из самых современных образовательных учреждений республики, средней школе №1 г. Минска (которая была открыта в прошлом году при участии Президента нашей страны) участники семинара ознакомились с ходом реализации проекта «Электронная школа» и использовании передовой практики в педагогических инновациях.
В Центре корекционно-развивающего обучения и реабилитации Партизанского района г. Минска участники проекта ознакомились с использованием альтернативных коммуникаций с детьми с аутистическими нарушениями. В классе для детей с тяжелыми множественными нарушениями было продемонстрировано метода базальной стимуляции в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В младшей дошкольной группе были продемонстрированы возможности музыки как средства общения с ребенком с нарушением интеллекта. Центр обслуживает потребности учреждений образования Партизанского района г. Минска, консультирует педагогов, воспитателей, родителей. Ежегодно углубленное психолого-медико-педагогическое обследование проходит более 1000 детей в возрасте от рождения до 18 лет.
Воспитанники вышеназванных учебных заведений, имеющих особенности развития чувствуют себя полноценными людьми, ни в чем не уступающим обычным детям, с удовольствием посещают уроки, а также разнообразные кружки и секции по интересам, принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Свои успехи в учебе и творчестве ребята продемонстрировали и участникам семинара в ходе посещенных концертов и факультативов. Кроме того, совместное обучение обычных и «особенных» детей способствует формированию в обществе толерантного отношения к лицам с особенностями в развитии, а также сплочению общества.
Следует отметить, что на данном этапе реализации проекта, полученные белорусскими партнерами результаты удостоены высокой оценки. Белорусский опыт в сфере инклюзивного образования признан всеми без исключения участниками проекта наиболее передовым, а образовательные учреждения не уступающими, а зачастую и превосходящими по технической оснащенности учреждения развитых европейских стран. Зарубежных участников семинара поразил также энтузиазм администраций, педагогов и родителей посещенных образовательных учреждений. Стабильность и порядок в Беларуси особенно отчетливо сейчас проявляется на фоне политических и экономических кризисов, происходящих в соседних государствах.
Все это не является случайным, т.к. в нашем государстве уделяется большое внимание развитию и модернизации системы образования, закупке и установке в образовательных учреждениях новейшего оборудования, формированию безбарьерной среды, обеспечению равного доступа к образованию всем гражданам, поддержке и развитию одаренных и талантливых детей и молодых людей, т.к. именно от этого зависит процветание страны.
Фотографии в альбоме «Семинар Темпус Минск 24-28.03.2014» psychology-pedagogy на Яндекс.Фотках