Международное сотрудничество и интернационализация высшего образования являются одними из важнейших направлений развития профессиональных компетенций будущих специалистов. Это касается всех областей научного знания, в том числе и психологии. Чтобы быть на одной волне с передовыми зарубежными исследованиями в области психологии факультет психологии и педагогики поддерживает тесные взаимоотношения с таким солидным учреждениям образования Италии как Флорентийский государственный университет. История этого сотрудничества начинается с 2000 года, а с 2003, когда был заключен договор между университетами, начался интенсивный обмен опытом, совместные научно-исследовательские проекты, обучение белорусских студен-тов в Италии, приезд итальянских студентов в Беларусь.
За это время был накоплен солидный портфель интереснейших совместных научно-исследовательских проектов. Одним из первых было исследование социально-психологических факторов, определяющих психологическое благополучие юношей и девушек. Результаты были опубликованы в научных журналах и материалах конференций в Италии, Беларуси и России. Другим интересным исследованием стал проект «Гетеростереотипы восприятия белорусами итальянцев и итальянцами белорусов». Актуальность темы обуславливалась расширяющимися перспективами сотрудничества нашего факультета в области образования с итальянскими коллегами, а также большим интересом мирового научного сообщества к кросскультурным исследованиям.
В рамках белорусско-итальянского сотрудничества один из лучших итальянских специалистов в русле танцевально-двигательной терапии, заведующий лабораторией театра танца и телесности города Пармы (Италия), Джордано Марианни обучал студентов практике танцевально-двигательной терапии, уникальному направлению практической работы психолога, которое посредством танца помогает человеку открыть для себя новые грани своего Я, своего внутреннего мира, границы своей телесности, осознать репертуар привычных для себя движений и освоить новые. Танцевально-двигательная терапия помогает выразить особую, индивидуальную модель жизни в танце.
Благодаря этому опыту, по инициативе студентов был организован волонтерский проект по повышению социальной адаптированности детей с особенностями психофизического развития, который так и называется – «Модель жизни в танце». Этот проект успешно реализуется под руководством преподавателей нашей кафедры, прошедших обучение по программе Джордано Марианни.
Тренинги по танцедвигательной терапии
Дружба с итальянскими коллегами открыла возможности стажировки в Италии для лучших студентов факультета психологии и педагогики по клоунотерапии. Сейчас эту форму работы студенты активно используют в профессиональной деятельности и в волонтёрской работе с детьми, страдающими хроническими заболеваниями и находящимися на периодическом лечении в дневном стационаре. В Гомеле с 2009 года функционирует группа больничных клоунов «Funny nose», которой руководит выпускница нашего факультета Марина Коршун, стажировавшаяся в Италии по этой программе будучи студенткой 4 курса.
Важным этапом развития межуниверситетских отношений стал проект интернационализации высшего образования Teaching and Learning Psychology in Higher Education (Преподавание и изучение психологии в высшей школе). В рамках это¬го проекта наш факультет впервые принимал делегацию итальянских студентов-психологов старших курсов Флорентийского университета. Совместно с нашими студентами они в течение недели обучались у ведущих преподавателей факультета. Данный проект, инициированный Флорентийским университетом, предполагал сравнение методики преподавания психологии в двух странах. Делегацию возглавили профессора Патриция Мерин-голо и Моника Тозелли. Незнание языка не стало для итальянских студентов помехой в обучении, так как в процессе работы осуществлялся синхронный перевод. Студенты слушали лекции по психологическому консультированию, участвовали в практических занятиях по гештальт-терапии и арт-терапии, смотрели выступление психологического театра, присутствовали на мастер-классах. Итальянские студенты не учились отдельной группой, они были включены в работу с белорусскими студентами. В результате чего обмен практическим опытом превратился в яркое, позитивное событие, которое было отмечено лестными отзывами и благодарностями итальянской стороны.
Совместное с итальянскими студентами занятие по арт-терапии
Лекции зарубежных профессоров
Лекция профессора Флорентийского университета Николо Комодо
29.10-1.11.2016 Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины с визитом посетил профессор Флорентийского университета Николо Комодо - академик, доктор медицинских наук, профессор, президент Флорентийской медицинской ассоциации, директор Департамента здравоохранения Флорентийского государственного университета, автор «Средиземноморской» диеты. В рамках визита в ГГУ профессор Комодо прочитал цикл лекций на тему «Психолого-физиологические и биологические основы здорового образа жизни и проблемы здорового питания» для студентов, слушателей и преподавателей, а также принял участие в научном семинаре и посетил научные лаборатории факультета психологии и педагогики. Визит осуществлялся в рамках реализации Программы развития высшего образования в Республике Беларусь и присоединения нашей страны к Болонской Декларации.
Лекция академика Международной Педагогической Академии Игоря Вачкова
8 апреля 2016 г. актовый зал ГГУ имени Ф.Скорины собрал преподавателей и студентов, чтобы послушать лекцию специального гостя доктора психологических наук, профессора, академика Международной Педагогической Академии Игоря Викторовича Вачкова. И.В. Вачков является известным специалистом в области психологических тренингов различной направленности: арт-терапии, сказкотерапии, имаготерапии, а также главным редактором международного электронного журнала «Клиническая и специальная психология», президентом международного Сообщества сказкотерапевтов, членом Московской городской писательской организации Союза писателей России, членмо Союза журналистов Москвы, членом Коллегии Союза профессиональных психологов, членом Ассоциации профессоров славянских стран, членом Восточно-европейской Ассоциации Арт-терапии. И.В. Вачков - лауреат Премии Мэра Москвы в области образования. Лауреат ряда литературных премий. Награжден семью медалями, автор более 550 публикаций, более 30 книг, среди которых наиболее известные: «Основы технологии группового тренинга. Психотехники», «Психологический тренинг. Методология и методика проведения», «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку», «Психология для малышей», «Приключения во Внутреннем Мире», «Введение в сказкотерапию», «Сказки о самой душевной науке».
Лекция Академика РАО Валерии Мухиной
22 ноября 2016 года состоялась встреча студентов факультета психологии и педагогики с выдающимся ученым в области психологии Валерией Сергеевной Мухиной — советским и российским психологом, педагогом и философом, основателем и руководителем научной школы «феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992) и РАЕН, доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992), заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 года), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Студенты с интересом слушали рассказ Валерии Сергеевны о ее жизненном пути как ученом, о формировании научного интереса от изучения зоопсихологии к познанию человека.
Встреча с лекторами из США
4 апреля ГГУ имени Ф. Скорины на факультете психологии и педагогики состоялась встреча с лекторами из США. Рональд Бургесс – учитель с 40-летним стажем, международный эксперт по вопросам воспитания поднял вопрос сотрудничества психолога и учителя в развитии личности ученика. Джудди Брокман – главный финансовый работник Международной компании по ядерной безопасности, эксперт по банковским услугам, преподаватель этики и морали рассмотрела основные аспекты этики и морали в студенческой жизни. Кеннет Брокман – ученый в области радиационной безопасности, эксперт консультативной группы Международного агенства по ядерной энергетике, в составе группы при МАГАТЭ, которому в 2005 г. в г. Осло была присуждена Нобелевская премия мира рассмотрел основные вопросы личной и организационной культуры безопасности в атомной энергетике.Лекция вызвала живой интерес и огромное количество вопросов.
Американские ученые прочитали лекции в ГГУ им. Ф. Скорины
19 сентября 2017 года для студентов факультета психологии и педагогики открытые лекции прочитали представители американского научного сообщества: Дана Лавтренд, профессор Пенсильванского университета технологий, международный эксперт в области профилактики и лечения посттравматических стрессовых расстройств (США), (тема лекции: "Профилактика и лечение посттравматического стрессового расстройства"); Дэниэл Лавтренд, доктор медицины, консультант, ведущий специалист госпиталя Пенсильвании (США), (тема лекции: "Критическое мышление в деятельности специалиста социальной сферы"); Тами Мидлтон, доктор философии, бизнесмен, член совета директоров ряда компаний в области здравоохранения (тема лекции: "Роль изобретения книгопечатания в истории человечества"). По окончании серии лекций состоялся научный семинар, на котором ученые нашего университета и американские коллеги обсудили актуальные научные темы. Данное мероприятие было приурочено к празднованию в Республике Беларусь в 2017 году Года науки и 500-летия белорусского книгопечатания.
VI Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
21-22 ноября 2016 года в Гомеле прошла VI Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире». В город над Сожем на юбилейные мероприятия, посвященные 120-летию нашего земляка, выдающегося психолога ХХ века Л.С. Выготского, приехали известные ученые из ведущих университетов и научных организаций России, Беларуси, Украины, Латвии, Израиля, Бразилии. Открытие конференции состоялось в ГГУ имени Ф. Скорины. Приветствуя ее участников, ректор университета С.А. Хахомов подчеркнул, что конференция стала традиционной, и Гомель не случайно привлекает внимание ученых: именно здесь Л.С. Выготский обретал личностную и научную зрелость, им были задуманы основные идеи культурно-исторической психологии, начаты экспериментальные исследования в этом направлении, написаны первые строки гениальных научных трудов. Руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Л.Н. Глебова отметила, что конференция в Гомеле завершает серию международных встреч, которые прошли практически по всему миру в честь юбилея выдающегося ученого, выразила благодарность белорусским коллегам за радушие и гостеприимство. Она пригласила участников конференции на торжественное открытие представительства Россотрудничества в Гомеле, по поручению Федерального агентства передала ректору С.А. Хахомову макет бюста Л.С. Выготского, который со временем будет установлен в нашем городе. Свои поздравления и пожелания успехов в работе конференции прислал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь А.А. Суриков. Л.С.
Мастер-классы по арт- и смехотерапии, проведенные в ГГУ итальянскими преподавателями
Во время пребывания итальянской делегации в Гомельском государственном университете был проведён круглый стол «Профессиональная подготовка психологов: современные подходы, обозначенные Болонским процессом», на котором обсуждались особенности профессиональной подготовки психологов в двух странах и основные на-правления психологических исследований. Итальянские гости познакомились с работой студенческих волонтёрских групп, которые успешно реализуют проекты кафедры социальной и педагоги¬ческой психологии с различными категориями населения. Учебная и культурная программа итальянских коллег была насыщенной и разнообразной. Перед нами стояла задача не только по¬казать, чему и как мы учим будущих психологов, но и дать возможность нашим гостям при желании самим получить новые знания, освоить практические методы психологической диагностико-коррекционной работы.
Итальянская делегация в ГГУ
В продолжение данного проекта была организована двухнедельная стажировка студентов и преподавателей во Флорентийском университете. Благодаря этому у студен-тов появилась уникальная возможность посетить мастер-классы итальянских профессоров, участвовать в круглых столах, беседовать с представителями многих социальных организаций, занимающихся оказанием психологической помощи населению, самим окунуться в неповторимую атмосферу работы многих университетских лабораторий, например, лаборатории сна, которая занимается изучением психологических и физиологических аспектов этого уникального феномена. Они также смогли познакомиться с итальянским опытом организации психологической работы в детских садах и крупных городских библиотеках, приемных семьях.
Делегация преподавателей и студентов ГГУ в Италии
Основной упор, который был сделан итальянскими коллегами за время стажировки, касался обучению и ознакомлению студентов со спецификой организации и реализации практической работы психолога в русле психологического сопровождения различных слоев населения, организации информационно-просветительской деятельности для при-влечения общественных масс к формированию более высокой психологической культуры личности, особенностях проведения научно-исследовательской работы, приоритетных научных темах. По мнению самих студентов помимо серьезного научно-практического опыта, который они смогли получить в результате этой поездки, они приобрели также значимый экзистенциальный опыт, открывший для них большие перспективы профессионального и личностного развития.
Как показал опыт плодотворного сотрудничества с Флорентийский государственным университетом, качество образовательных программ и практической подготовки студентов на факультете психологии и педагогики, находится на высоком научно-практическом уровне. Этим обусловлен тот факт, что сегодня образование в Гомельском университете им. Ф. Скорины и, в частности, на нашем факультете привлекает многих иностранных студентов.
Международное сотрудничество факультета
Факультет сотрудничает с рядом зарубежных вузов:
-Болонский университет (Италия),
-Флорентийский университет (Италия),
-Софийский университет «Св. Кв. Охридски» (Болгария),
-Институт имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета,
-Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
-Институт практической психологии ИМАТОН (Российская Федерация);
- Университет г. Лидс (Великобритания);
- Университет Аликанте (Испания);
-Королевский Технологический Институт (г. Стокгольм, Швеция);
-Технологический институт Карлсруэ (Германия);
-Институт педагогики Республики Кипр (г. Никосия, Кипр);
-Институт непрерывного образования Молдовы (г. Кишенев, Молдова);
-Государственный педагогический университет имени Иона Крянгэ (г. Кишенев, Молдова);
- Государственный университет «Алеку Руссо» (г. Бельцы, Молдова);
- Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (г.Одесса, Украина);
-Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова (г.Киев, Украина);
- Федеральный университет Флумененсе (Нитерой, Рио-де-Жанейро, Бразилия);
Сотрудничество с Итальянскими университетами
В рамках белорусско-итальянского сотрудничества один из лучших итальянских специалистов в русле танцевально-двигательной терапии, заведующий лабораторией театра танца и телесности города Пармы (Италия), Джордано Марианни обучал студентов практике танцевально-двигательной терапии, уникальному направлению практической работы психолога, которое посредством танца помогает человеку открыть для себя новые грани своего Я, своего внутреннего мира, границы своей телесности, осознать репертуар привычных для себя движений и освоить новые. Танцевально-двигательная терапия помогает выразить особую, индивидуальную модель жизни в танце.
Благодаря этому опыту, по инициативе студентов был организован волонтерский проект по повышению социальной адаптированности детей с особенностями психофизического развития, который так и называется – «Модель жизни в танце». Этот проект успешно реализуется под руководством преподавателей факультета, прошедших обучение по программе Джордано Марианни.
Проекты ТЕМПУС
С 1993 проект ТЕМПУС играет значительную роль в процессе вхождения академического сообщества Беларуси в европейскую сеть учреждений высшего образования. Беларусь участвует в проектах программы с 1994 года. Согласно данным Офиса Программы TEMPUS в Республике Беларусь, всего вузы страны приняли участие в 64 проектах программы.
В нынешнем году завершился отбор проектов для финансирования в рамках шестого конкурса проектов программы TEMPUS IV. Всего отобран 171 проект. Среди них тринадцать проектов с участием белорусских вузов.
Среди белорусских вузов одним из лидеров по числу отобранных для реализации проектов является Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины. Необходимо также отметить, что участие ГГУ им. Ф. Скорины в выполнении международных проектов стало возможным, благодаря тесной координации работы с Национальным офисом программы Tемпус в Беларуси, участию в обучающих семинарах, встречах с потенциальными партнерами.
Только лишь по результатам последнего конкурсного отбора, университет будет участвовать в двух проектах «Центры передового опыта для молодых ученых Беларуси, России и Украины» и «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины».
В настоящее время ГГУ им. Ф. Скорины принимает участие в 4 проектах программы Темпус:1.Подготовка и повышение квалификации преподавателей в области туристического бизнеса (TeacherEducationandTraininginTourisminBelarus); 2. Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения (EasternPartnershipinPedagogicalInnovationsinInclusiveEducation); 3. Экологическое образование для Беларуси, России и Украины (Ecological Education for Belarus, Russia and Ukraine); 4. Центры передового опыта для молодых ученых Беларуси, России и Украины (Centers of Excellence for young RESearchers);и одном проекте IANUS II – Inter-Academic Network программы академической мобильности Эрасмус Мундус (Erasmus Mundus), нацеленной на укрепление сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования и на взаимодействие ВУЗов Беларуси, Украины, Молдовы, Армении, Азербайджана и Грузии с ВУЗами стран Европейского Союза.
Программы Темпус, а также Эрасмус Мундус во многомспособствуют сближению систем образования стран Европейского Союза и стран Восточной Европы, помогают в установлении долгосрочных научных, деловых, культурных и личных контактов между странами Европейского континента.
Факультет психологии и педагогики в настоящее время принимает участие в двух проектах ЭРАЗМУС.
Международный проект FOSTERC
Координационный семинар в Валенсии по проекту FOSTERC
Компетентностный подход в высшем образовании Беларуси
Международный проект ELA
«Разработка образовательных модулей по праву для педагогических направлений подготовки как вклад в становление системы образования, основанной на защите прав участников образовательного процесса»
Первая рабочая встреча, посвященная реализации международного проекта «ELA».
Совещание рабочей группы по международному проекту ELA
Международный проект ELA вошел в активную стадию
Пройден очередной важный этап в развитии международного проекта ELA
Европейские акценты в образовании
Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения
C октября 2012 года наш университет в консорциуме с европейскими вузами начал осуществление нового проекта по программе TEMPUS IV «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного образования». Основными исполнителями проекта от университета являются факультет психологии и педагогики и институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГГУ. Главной целью проекта является создание современной и работоспособной системы инклюзивного образования в регионе.
Партнерами ГГУ по проекту являются университеты из 6 стран (Испании, Германии, Швеции, Беларуси, Украины, Молдовы). В состав международного консорциума университетов входят 4 белорусских партнера (министерство образования, УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка", ГУО "Минский городской институт развития образования" и наш университет.
В настоящее время вузы-участники проекта создали учебные модули для подготовки учителей инклюзивных школ и промоутеров инклюзивного образования, отобраны пилотные школы для организации курсов повышения квалификации учителей и директоров данных школ.
Кроме того, в каждом из вузов будут созданы по 2 лаборатории («Лаборатория исследования и развития талантов и интеллекта; Инновационная мультимедийная дидактическая лаборатория»). Для предварительного тестирования нашему университету переданы датчики фирмы Fourier Edu и программное обеспечение для будущих лабораторий.
Центры передового опыта для молодых ученых Беларуси, России и Украины
Проект осуществляется с 2013 года. Согласно проекту планируется создание ресурсных мультимедийных центров для поддержки молодых исследователей в университетах-партнерах Беларуси, России и Украины.
Международные научные и методические стажировки
2005г. – стажировка по программе «Висби» в университете г. Лунд (Королевство Швеция) – Сертификат курса «Социальное государство в рамках европейской интеграции». (В.А.Бейзеров);
2008г.– стажировка по программе «Висби» в университете Лунд (Кампус Хельсинборг) (Королевство Швеция) – Сертификат по курсу «Открытое общество и устойчивое развитие». (В.А.Бейзеров);
2010 г. – стажировка в С.Петербургском филиале Стокгольмской высшей школы экономики по курсу «Менеджмент в учреждениях высшего образования» (В.А.Бейзеров);
2012 г. – стажировка в Институте педагогики Кипра (г. Никосия, Кипр) по программе «Инклюзивное образование» (В.А.Бейзеров);
Иностранные студенты и магистранты на факультете
Янь Шивэй из Харбина (КНР) приехала в нашу страну по правительственной программе своей страны 3 года назад. Основным местом работы является кафедра русского, общего и славянского языкознания нашего университета. Девушка закончила магистратуру по филологии (научный руководитель – профессор В.И. Коваль), в прошлом году закончила магистратуру по педагогике (научный руководитель - профессор Ф.В. Кадол). Янь Шивей с успехом защитила магистерскую диссертацию на тему воспитания детей в китайской семье. В своей магистерской диссертации Янь Шивэй сравнивает особенности воспитания детей в белорусских и китайских семьях. Кроме того, она активно участвовала в проектах, связанных с изучением китайского языка и культуры. В нашей стране Янь Шивэй привлекает спокойный, размеренный уклад жизни, доброжелательность людей и высокое качество образования.
Дурсун Хамраева из Туркменистана обучается на 2 курсе специальности «Психология». Она, как одна из лучших выпускниц средней школы, приехала в наш университет по программе межправительственного обмена. В Гомеле, а в частности в своей группе она нашла новых друзей.
Сунь Юань, магистрант из Китая обучается на факультете по специальности «Общая педагогика. История педагогики и образования». Научным руководителем является заведующий кафедрой педагогики, профессор Ф.В. Кадол. Магистерская диссертация молодого человека посвящена развитию системы высшего образования КНР.
Сафаралиев Рази Алиага оглы, магистрант из Азербайджана обучался на факультете по специальности «Психология». Научным руководителем являлся доцент кафедры социальной и педагогической психологии, к.п.н Н.И. Колтышева. Магистерская диссертация посвящена исследованию личностных психологических особенностей работников судебных органов Азербайджанской Республики.
Публикации в зарубежных изданиях
Статьи преподавателей и сотрудников факультета публикуются российскими журналами «Педагогика», «Социология образования», «Образование в современной школе», «Инновации в образовании», «Экономика образования» и др.
Преподавателями опубликованы монографии в немецком академическом издательстве Ламберт:
Бейзеров, В.А. Система образования Беларуси и мировое образовательное пространство / В.А. Бейзеров. – Saarbrucken. : Lambert Academic Publishing, 2011. – 176 c.
- Бейзеров, В.А. Мировое образовательное пространство и рынок выс-шего образования в XXI веке / В.А. Бейзеров. – Saarbrucken. : Lambert Academic Publishing, 2013. – 271 c.
- Маркевич, О.В. Представления о будущем супруге: самооценка и уровень притязаний / О.В. Маркевич, А. Кротенкова. – Saarbrucken. : Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 c.
Преподавателями опубликованы учебники и учебные пособия в российских издательствах:
Кошман, М.Г. Педагогика физической культуры / Неверкович С.Н., Кошман М.Г. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
- Бейзеров, В.А. Деловой английский язык / Bussiness English / В.А. Бейзеров. – Ростов -н /Д.: Феникс, 2009. – 378 с.
- Бейзеров, В.А. Английский для путешественников / English for Travellers / В.А. Бейзеров. – Ростов - н /Д.: Феникс, 2010. – 344 с.
- Бейзеров, В.А. Английский язык для сферы туризма и гостиничного бизнеса / English for Tourism and Hotel Industry/ В.А. Бейзеров.– Ростов - н /Д.: Феникс, 2011. – 347 с.
- Бейзеров, В.А. Английский для путешест-венников / English for Travellers/ В.А. Бейзеров.– Ростов - н /Д: Феникс, 2012. – изд. 2-е (дополн.) – 344 с.
- Бейзеров, В.А. Elementary English (Элементарный английский) / В.А. Бейзеров.– Ростов - н /Д: Феникс, 2013. – 346 с.
Международные мероприятия на базе факультета
- Международные конференции с участниками из России, Украины, Молдовы, Польши, США, Бразилии проводятся ежегодно;
- Ежегодная межвузовская олимпиада по основам психологии и педагогики с международным участием.