С 6 по 11 июля в г. Ваду-луй-Водэ (Республика Молдова) прошла международная научно-практическая конференция в рамках проекта программы ИНОВЕСТ Темпус (Tempus) «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения», которая явилась итоговым мероприятием проекта, начавшегося около 3-х лет назад.
В представительном международном форуме приняло участие около 180 делегатов из Беларуси, Молдовы, Украины, Германии, Франции, Испании, Швеции. В конференции участвовали представители руководства министерств образования Беларуси, Украины и Молдовы, представители университетов-партнеров из 6 стран-партнеров, а также представители пилотных школ проекта (руководители, их заместители и учителя). В состав белорусской делегации вошло более 40 человек, в том числе 30 представителей пилотных школ из всех областей Республики Беларусь. Гомельскую область представляли 12 человек. Наш университет представляли первый проректор С.А. Хахомов, а также преподаватели факультета психологии и педагогики. Программа конференции включала мероприятия различного характера. В частности, были проведены планарный и секционные заседания, мастер-классы и круглые столы. В ходе мастер-классов участники конференции имели возможность ознакомиться с новейшими достижениями в области технологий образования, в частности с перспективами использования 3-D моделирования, робототехники, систем биологически обратной связи, учебных электронных лабораторий в том числе и в инклюзивном образовании при обучении лиц с особыми образовательными потребностями.
Результаты совместного обсуждения участниками конференции проблем внедрения педагогических инноваций нашли отражение в сборнике материалов конференции и принятой резолюции, включающей рекомендации для университетов, пилотных школ проекта, национальным координаторам, институтам повышения квалификации и институтам развития образования, учреждениям образования стран-участниц проекта.
Важным достижением конференции стал обмен опытом и мнениями, а также установление более прочных контактов между участниками проекта.
Осуществление проекта ИНОВЕСТ началось с конца 2012 года. Главными целями проекта стали – содействие внедрению педагогических инноваций в инклюзивном образовании в Беларуси, Украине и Молдове; усиление координации непрерывного обучения учителей, путем повышения качества их обучения в университетах в области педагогических инноваций в инклюзивном образовании; разработка и внедрение программ подготовки учителей в области педагогических инноваций; запуск региональной сети промоутеров для поддержки педагогических инноваций; поддержка педагогических инноваций в Беларуси, Молдове и Украине; сотрудничество между учителями в школе и между школами; сотрудничество с другими службами, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, НПО.
В состав международного консорциума университетов и министерств из 6 стран (Испании, Германии, Швеции, Беларуси, Украины, Молдовы) входят 4 белорусских партнера (министерство образования, УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка", ГУО "Минский городской институт развития образования" и УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»).
В каждом из университетов-партнеров была создана рабочая группа по реализации проекта.
В Республике Беларусь отобраны и работают в проекте 30 пилотных школ (в том числе 10 – в Гомельской области), где осуществляется апробирование инновационных разработок и материалов. Преподаватели ГГУ им. Ф. Скорины, МГИРО и БГПУ им. М. Танка приняли активное участие в создании учебно-методических пособий для организации обучения учителей и промоутеров инклюзивного образования пилотных школ для трех стран. В ходе осуществления проекта в каждом из университетов-партнеров установлено лабораторное оборудование (по две мультимедийные лаборатории «Лаборатория исследования и развития талантов и интеллекта»; «Инновационная мультимедийная дидактическая лаборатория»). Уникальное оборудование производства США, Германии, Израиля для лабораторий закуплено за счет средств проекта было получено в конце 2014 года.
В ходе реализации проекта проведено значительное количество рабочих встреч, семинаров для участников проекта.
За 3 года работы проекта созданы методологические и образовательные основы для разработки и реализации непрерывного профессионального образования учителей в области педагогических инноваций в инклюзивном образовании; разработана программа обучения INOVEST, состоящая из 13 учебных курсов-модулей, предназначенных для трех целевых групп – промоутеров педагогических инноваций в инклюзивном образовании, директоров (заместителей) директоров и учителей пилотных школ.
На протяжении 9 месяцев – с октября 2014 по май 2015 года были проведены очно-заочные курсы в трех направлениях - по обучению учителей, промоутеров и менеджеров инклюзивных школ. Обучение сочетало вебинары в он-лаин режиме, он-лаин тестирование, самостоятельную работу с учебными пособиями, очные обучающие курсы по проекту, очные и скайп-консультации, а также семинары-практикумы.
Ежемесячно в каждом из вузов проводились консультации для учителей пилотных школ, где учителям подробно объясняют, как самостоятельно пользоваться пособиями и как выполнять тестовые задания. Все участники проекта были снабжены пакетом материалов для успешного усвоения курса.
В целом в ходе проекта было обучено 107 менеджеров, 130 координаторов и более 3000 учителей из Беларуси, Украины и Молдовы. В том числе в Республике Беларусь сертификаты международного образца получили около 30 администраторов, около 1000 учителей и около 40 промоутеров (в том числе в Гомельской области – более 50 человек).
Таким образом, можно говорить о запуске национальной сети промоутеров педагогических инноваций для поддержки и реализации инклюзивного образования.
Следует отметить, что на данном этапе реализации проекта, полученные белорусскими партнерами результаты удостоены высокой оценки. Белорусский опыт в сфере инклюзивного образования признан всеми без исключения участниками проекта наиболее передовым, а образовательные учреждения не уступающими, а зачастую и превосходящими по технической оснащенности учреждения развитых европейских стран.
В ходе дальнейшей реализации проекта планируется создание на базе вузов, участвовавших в проекте центров поддержки и консультирования студентов, имеющих особые образовательные потребности; создание региональных ресурсных центров по инклюзивному образованию; организация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования; проведение курсов для директоров, учителей и промоутеров инклюзивного образования пилотных школ; открытие ресурсных и консультационных центров по инклюзии на базе пилотных школ проекта.
В настоящее время подготовка специалистов системы образования, умеющих работать в инклюзии, является наиболее актуальной проблемой. Уже с 2013 года в учебные планы всех педагогических специальностей была введена обязательная дисциплина «Основы специального образования». В УО «ГГУ им.Ф.Скорины» на факультете психологии и педагогики на специальностях «Психология», «Социальная педагогика» в учебные планы из часов компонента УВО введены дисциплины, связанные с инклюзивным образованием (Инклюзивное образование в школе; Психологическое сопровождение инклюзивного образования; Социально-психологическая адаптация детей с психофизическими особенностями развития; Психология одаренного ребенка; Технологии инклюзивного образования; Дополнительное образование детей и молодежи с особенностями психофизического развития; Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития; Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми).
Кроме того видится необходимость и в активизации иных инструментов для реализации проекта и поддержания функционирования сети инклюзивного образования после завершения формальной части проекта, а именно: через магистерскую подготовку специалистов. В частности, осуществляются и будут осуществляться следующие формы сотрудничества: совместные конференции, консультирование, научные исследования, практика студентов, совместные публикации, апробация результатов исследований, экспертизу.
В настоящее время тема проекта продолжает оставаться чрезвычайно актуальной, т.к. только в Республике Беларусь насчитывается более 130000 детей с особенностями психофизического развития. Наблюдается ежегодный рост пропорции детей с особенностями психофизического развития (в настоящее время – более 3%).
Существует большое количество проблем, препятствующих развитию инклюзивного образования: неразвитость безбарьерной среды; неадекватное общественное мнение; недостаточное «внимание» научной общественности к проблеме; недостаточное материально-техническое обеспечение (УВО, средние школы, специальные учреждения).
Проект Иновест, объединивший усилия ученых и практиков из нескольких стран Европы внес и еще внесет большой вклад в дело инклюзии. Владислав Бейзеров - декан факультета психологии и педагогики УО «Гомельский государст-венный университет им. Ф. Скорины»