Кафедра педагогики

Сборник научных трудов

 __________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Видео канал факультета

 

.

Поделиться информацией

15.03.2013 г.

 

Комплекс неудачника: как помочь ребенку от него избавиться

 

 

 

     Одной из причин проблемного поведения детей и снижения их успеваемости является негативный социальный опыт. Это связано с систематическим переживанием неудач в значимых областях жизни. Ребенок теряет веру в свои возможности и испытывает постоянную тревожность и страх. Образ неудачника типичен. Взрослым важно знать признаки неуспешной социализации ребенка для того, чтобы вовремя оказать ему помощь. К ним относятся:

 

1. Плохое настроение, стремление к уединению, замкнутость, пассивность и безучастность в микросоциуме, сужение круга интересов.

 

2. Чувство вины

 

3. Неспособность искать и находить положительные перспективы.

 

У ребенка формируется стратегия избегания ожидаемой неудачи, которое может быть осознанным: ребенок хитрит, обманывает, придумывает несуществующие обстоятельства, позволяющие уклониться от опасности. За ним закрепляется ярлык маленького лжеца. В классе такое поведение вы­зывает неодобрение, и ребенка отвергают. Взрослые лишают его доверия. В итоге у него формируется Я-концепция «Я тот, кто обманывает».

 

Причинами неудач ребенка могут быть следующие:

 

1. Накопленные пробелы в знаниях, умениях и навыках, необходимых для успешного решения текущих задач.

 

2. Негативная оценка личности ребенка родителями и учителями, которая уничтожает его веру в свои возможности, снижает личностный потенциал и навязывает ему негативные ложные стереотипы отношения к самому себе.

 

3. Угроза отвержения ребенка значимыми людьми в случае допущенной им ошибки, сравнение ребенка с другими детьми, причем не в его пользу.

 

4. Предъявление к ребенку повышенных требований без учета его возрастных и индивидуальных особенностей, вследствие чего он терпит неудачу при попытке им соответствовать.

 

5. Стереотипное отношение к ребенку со стороны взрослых, которые считают его неудачником и не замечают положительной динамики в его развитии.

 

   В подобных ситуациях у ребенка формируется стратегия поведения, направленная не на достижение успеха, а на избегание неудачи. Она деструктивна,  так как в ней нет социально значимой мотивации, стремления к позитиву, творчеству. Опыт избегания трудностей вырабатывает привычку уходить от ответственности, лавировать в житейских ситуациях, требующих проявления силы воли. Он ограничивает свободу ребенка, препятствует раскрытию его творческого потенциала и реализации жизненных планов, делает его зависимым от обстоятельств, провоцирует неуверенность в себе и несамостоятельность. Ребенок пренебрегает возможностями, которые предлагает жизнь, из-за страха перед гипотетическими неудачами.

 

   Помощь неуспешному ребенку осуществляется в двух направлениях. Это обучение ребенка способам деятельности, обеспечивающим ее успешность, и формирование нового опыта, связанного с переживанием успеха. Оба направления реализуются в процессе моделирования ситуации успеха ребенка, который можно разделить на ряд этапов.

 

1. Вначале необходимо выяснить причины неуспешности ребенка, чтобы моделируемая ситуация была связана с проблемной сферой его жизни (неуверенность, тревожность, страх, обида, пробелы в знаниях, частые заболевания и др.). Важно соотнести интересы, склонности, индивидуальные умения и навыки ребенка с его возможностями в зоне ближайшего развития, чтобы включить его в такую педагогическую ситуацию, в которой данные возможности станут средством решения проблем. Воспитательная ситуация обязательно должна быть частью жизни детского коллектива и семьи.

 

2. Педагог помогает ребенку преодолеть неуверенность в себе. Беседы с ним направлены на то, чтобы заинтересовать, убедить в возможности успеха. Методом помощи может быть обучение практическим умениям и навыкам, необходимым для выполнения значимого дела, которое становится инструментальным ядром воспитывающей ситуации. Ребенок должен быть уверен, что в случае затруднения ему будет оказана помощь, потому что дело, которое он выполняет, важно для него и других (родителей, одноклассников, друзей). Такая работа предполагает сознательное участие ребенка.

 

3. Следующим этапом является организация педагогически управляемой самостоятельной деятельности ребенка, ориентированной на значимый результат. Педагогическое управление осуществляется по следующим направлениям:

 

• психолого-педагогическая поддержка, стимулирование развития интереса и мотивов деятельности;

 

• непосредственное управление процессом деятельности ребенка (обучение, мониторинг, оказание необходимой помощи);

 

• совместный с ребенком анализ результатов деятельности, обсуждение причин успехов и неудач;

 

• заверение ребенка в благожелательности к нему окружающих, на помощь которых он может рассчитывать.

 

____________________________________________________________

 

Материал подготовлен доцентом кафедры педагогики В.П. Горленко

 

По материалам журнала «Здаровы лад жыцця», 2012, №1

 

15.02.2013 г.

 

Подростковый вандализм

 

Этимология слова «вандализм», как полагают ученые, связана с историческим фактом нашествия древнегерманского племени вандалов на Римскую империю и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отмечались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но и старались сделать это особо унизительным образом. В XIX в. Термин «вандализм» вошел в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры, а также общественной, частной, коммунальной  собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т. п.

 

По утверждению психологов, в основе вандализма лежит агрессивность личности подростка – немотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. Для несовершеннолетних, склонных к вандализму, характерны: низкая самооценка, склонность к аутсайдерству (подчинению); незрелые способы самозащиты; направленность личности на себя; неуемное желание что-нибудь испортить, сломать.

 

На ранней стадии вандализм проявляется у подростков как месть, как результат проявления несправедливости к молодежи со стороны старшего поколения. Некоторые ученые (Э. Шпранглер) связывает выход гнева у несовершеннолетних с резким, бурным кризисным протекание подросткового уровня развития. Подростки прибегают к варварским способам вандализма, так как других не знают. Доцент Московского технологического университета, автор книги «Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика» Л. С. Ватова выделяет 4 мотивационных уровня вандализма у несовершеннолетних:

 

1-й уровень – бессознательный (мотивы: выход гнева, растормаживающее влияние алкогольных и наркотических средств, «эффект толпы», «как все, так и я»);

 

2-й уровень – подсознательный (мотивы: игра, развлечение, соревнование, отстаивание своего Я, подражание, заражение, внушение);

 

3-й уровень – сознательный, личностно-психологический (мотивы: вандализм как привычка поведения, самозащита, месть);

 

4-й уровень – сознательный, социально-психологический (мотивы: самоутверждение, протест, отмщение за причиненную обиду).

 

Изучение мотивов вандальных действий подростков дает возможность социальным педагогам на ранней стадии выявлять несовершеннолетних, склонным к вандальным проявлениям, для проведения с ними профилактической коррекционной работы. Вместе с тем многие подростки не подозревают, что их вандальные действия во многом квалифицируются как преступные и подлежат уголовной ответственности за содеянное. Поэтому прямая обязанность социального педагога – довести до сведения подростков и их  родителей информацию об ответственности за любые действия, квалифицируемые как «вандализм». На эту ответственность прямо указывают статьи 341, 344, 345, 346, 347 Уголовного кодекса республики Беларусь. Разъяснение этих статей должно войти в профилактические программы школьного социального педагога по предупреждению проявления вандализма среди подростков.

 

___________________________________________________________

 

Материал подготовлен доцентом кафедры педагогики В.П. Горленко

 

26.12.2012 г.

 

Телевизор и агрессивное поведение ребенка дошкольного возраста

 

      В условиях научно-технического прогресса огромную роль в жизни людей играют средства массовой информации. Это и источник информации, и средство общения. Массовая коммуникация – это распространение информации с помощью специальных средств информационного общения, ориентированных на восприятие разными группами людей. Особенно мощное отрицательное влияние на детей осуществляет телевидение.

 

     Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Одни ученые считают, что в видеофильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности, чему во многом способствуют образы героев фильмов.

 

     Не имея обратной связи, ребенок представляет собой приемник идей. Анонимность дошкольника, находящегося перед телеэкраном, позволяет ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства. Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. Своему идеалу он полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия и начинает следовать его принципам, что, в свою очередь, оказывает огромное внушительное действие.

 

     По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2 до 6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет – не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном, постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребенку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребенка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно, да и времени нет. За одним кадром следует другой, они и «ведут» ребенка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребенок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни оказывается по ту сторону экрана и ждет, когда кто-то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становится формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана. Ученые выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемые телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.

 

     Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребенка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идет на пользу развитию психики дошкольника.

 

_____________________________________________________________________

 

Алина Кураченко,СП-43

 

Преподаватель-консультант - Л.И. Селиванова, доцент кафедры педагогики

 

 

 

31.10.2012 г.

 

Прокрастинация. Чума XXI-го века?

 

      Как часто вы перед сдачей важного проекта, экзаменом, разговором с родителями или походом к стоматологу (когда зуб уже болит) находите массу других, более простых занятий, абсолютно не относящихся к основному делу?

 

     Прокрастинация – в психологии это понятие, обозначающее постоянное откладывание на потом неприятных мыслей и дел. Прокрастинация по праву может называться одной из самых опасных привычек или болезней ХХІ века. Фокус прокрастинации заключается в том, что человек, откладывая на потом какое-то дело, должен чем-то заполнить образовавшуюся временную пустоту. Зачастую люди придумывают себе маловажные занятия, не требующие усилий и концентрации. Прокрастинаторы не умеют правильно распоряжаться своим драгоценным временем. И здесь уместно говорить о бесполезности таких занятий, например, как долгих плаваний по морям Интернета: социальным сетям, блогам, развлекательным сайтам. Если прокрастинация – это привычка, то, в принципе, можно от нее избавиться также как от лени или курения, хотя это и не так просто.

 

     Прокрастинация это антоним к концентрациии возникает она потому, что:

 

– У Вас нет четкой цели

 

– У Вас нет четкого плана достижения этой цели

 

– Вы не планируете, чем будете/должны заниматься сегодня, завтра, на этой неделе, месяце, в этом году и т.д.

 

     Вот некоторые минусы от прокрастинации:

 

– Она может остановить нас от завершения дел, вредя нашей рабочей производительности.

 

– Даже если мы завершаем работу, мы часто делаем ее в спешке или выкладываемся не полностью, и поэтому получаем некачественный результат.

 

– Это потеря драгоценных часов, имеющихся у нас.

 

– Она препятствует нам в достижении целей.

 

– Она вредит нашему самоуважению. Когда вы слишком долго откладываете все на потом, то вы начинаете верить, что вы ленивый, некомпетентный, недисциплинированный, может даже и неудачник.

 

– Она мешает нам следовать за нашей мечтой.

 

     Чтобы победить прокрастинациюи избавиться от бесполезных дел, сконцентрируйтесь на главном и всегда планируйте-планируйте-планируйте.

 

     Есть несколько советов, которые помогают бороться с прокрастинацией и не требуют каких-либо сложных действий. Главное, не откладывать работу над собой «на потом».

 

1.Сделайте одно неприятное вам дело с утра.

 

2. Если вам тяжело делать какую-либо работу несколько раз в неделю, делайте ее каждый день.

 

3. Найдите себе компанию для своих «неприятных дел». Исследования показывают, что многие вещи мы делаем гораздо охотнее за компанию с кем-то, чем в одиночестве.

 

4. Сделайте подготовку к работе своим необходимым инструментом. То есть сбор необходимых инструментов дает вам возможность морально подготовиться к выполнению неприятного дела.

 

5. Ведите список. Просто напишите на бумаге, что к концу сегодняшнего дня я должен сделать то-то и то-то.

 

6. Сначала – самое неприятное. Убедитесь, что сначала вы выполняете одно из главных неприятных дел, а не выполнением «маленьких неприятностей» пытаетесь оттянуть выполнения самого неприятного (и такое бывает).

 

7. Научитесь получать удовольствие от завершения неприятных вам дел. Заставили себя сделать то, что откладывалось уже месяц – порадуйтесь!

 

     Запомните всего 2 главные мысли: «Умение концентрировать внимание значительно экономит Ваше время» и  «Иногда и прокрастинация – это нормальное состояние, но не когда она занимает большую часть дня».

 

____________________________________________________________

 

Олеся Межуева, СП-34

 

Преподаватель-консультант - Л.И. Селиванова, доцент кафедры педагогики

 

 

 

10.10.2012 г.

 

 

 

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

 

      Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного подростка. Мощный поток новой информации, применение информационных технологий, в частности Интернета, по мнению многих исследователей, несет в себе скрытую негативную составляющую – способность вызывать у пользователей привыкание, стойкую Интернет-зависимость. Подростковый период – время стрессов и фрустраций, поэтому для того, чтобы дать выход своим эмоциям и чувствам, подростки используют анонимный мир киберпространства, который подходит как нельзя лучше.

 

     Деятельность, оказывающая наибольшее влияние на развитие личности в подростковом возрасте, – это интимно-личностное общение, поэтому подростки очень активно общаются в чатах. Участник чата играет, творит себя и окружающих, придумывает (или транслирует) особый язык общения и создает ситуации, позволяющие ему проиграть различные социальные роли. Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность. Формирование Интернет-зависимости проходит через: «достижение идеального «Я» в виртуальном образе, реализацию патологической идентификации, патологическое творчество».

 

     На основе исследований К.С. Янг отмечает, что большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением, и выделяет две группы среди Интернет-зависимых: «висящих» на общении ради общения (91 %) и «висящих» на нем ради получения информации (9 %). При этом, по данным опроса, Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: «анонимность (86 %), доступность (63 %), безопасность (58 %) и простота использования (37 %). Из этого можно сделать вывод о том, что Интернет-зависимые пользуются сетью для получения социальной поддержки, сексуального удовлетворения, получения признания окружающих. Под социальной поддержкой подразумевается не только эмоциональная поддержка, но и ощущение принадлежности к определенной группе людей, установление полезных контактов.

 

     По мнению некоторых авторов, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то депривация общения, вызванная компьютером, представляется наиболее драматичной. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость), которые, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.

 

     Выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых, по мнению М. С. Иванова, имеет свою специфику:

 

     Стадия легкой увлеченности. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие его потребности.

 

     Стадия увлеченности. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Основными критериями, определяющие начальную стадию компьютерной зависимости у подростков, с точки зрения С.В. Фадеевой, являются:

 

    * снижение успеваемости, систематические прогулы, перенос сроков сдачи зачетов и экзаменов, а также другие проблемы, возникающие в процессе обучения;

 

    * беспричинное возбуждение или вялость, частые или резкие перепады настроения, от безучастно-подавленного до эйфорически приподнятого;

 

     * болезненная или неадекватная реакция на критику, замечания, советы;

 

     * нарастающая оппозиционность к родителям и старым друзьям;

 

     * значительное эмоциональное отчуждение;

 

     * ухудшение памяти и внимания;

 

     * приступы депрессии, страха и тревоги;

 

     * значительные изменения круга общения;

 

     * уход от участия в делах, к которым прежде наблюдался интерес;

 

     * пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги;

 

     * изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.

 

     Стадия зависимости. Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами).

 

     Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

 

     Психологическая зависимость от компьютерных игр, возможно, не так опасна в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания. Однако очевидно, что игровая компьютерная аддикция негативно влияет на развитие личности подрастающего поколения, а также является одним из важнейших факторов трансформации образа жизни современных подростков. Таким образом, мы видим, что сегодня жизненно необходимы новые методы, призванные служить профилактике и предотвращению негативных социально-психологических последствий информатизации, содействовать формированию нравственно-волевых качеств личности подростка, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях информатизации общества.

 

_____________________________________________________________________

 

Алина Кураченко, СП-43

 

Преподаватель-консультант - Л.И. Селиванова, доцент кафедры педагогики

 

 

 

 

 

 24.09.2012 г.

 

Проблема взаимоотношений подростков с родителями

 

     В настоящее время эта тема актуальна, так как проблема взаимоотношений детей и родителей всегда стояла остро и представляла интерес. Низкая заинтересованность современных родителей в нахождении источника проблемы и в дальнейшем ее разрешении, а также  незнание психологии подростка порождают возникновение многочисленных конфликтов.

 

     Словосочетание «современный подросток» позволяет подчеркнуть специфические особенности детей этого возраста, выделяет их в особую, отличную от других социальную группу. Подростковый возраст – период биологических, психологических изменений в организме ребенка, имеющих дисгармоничный и скачкообразный характер, обусловливающих серьезную перестройку социально значимых ценностей и ориентиров. В этом возрасте активизируются акцентуации характера, возникают защитные формы поведения, склонность к экстремальным формам самопрезентации, происходит трансформация жизненных ценностей и идеалов.

 

     Специфика взаимоотношений обусловлена возрастающими потребностями подростка в автономии и признании родителями его новой социальной роли взрослого человека, а также коренными преобразованиями в мотивационной сфере. Отчуждение по отношению к семье может обостряться внутриличностными конфликтами. Также можно наблюдать проявления негативизма, тревожности, агрессивности, ощущения неполноценности. Отличительной характеристикой подросткового возраста является противоречивость. С одной стороны, подростки всеми силами стремятся обрести чувство независимости, избавиться от статуса ребенка, с другой – они не готовы принять ответственность за собственные решения и поступки. Родителям следует помнить и о том, что подростки склонны к демонстративному проявлению силы и превосходства, но одновременно они могут испытывать внутреннюю напряженность и неуверенность в себе.

 

     Подростки, постоянно  воюющие с родителями за право на свою личную жизнь – типичная ситуация во многих семьях. Подростку очень важно иметь свое незыблемое пространство, куда вход родителям запрещен, куда невозможно попасть никому, кроме него. Не имея такого пространства, ребенок просто замкнется в себе. Они, маленькие взрослые, имеют свой мир внутри себя, часто ведут дневники, где излагают личные мысли, переживания. Данный дневник является для них ценностью, которую они не желают делить ни с родителями, ни даже с друзьями и  всячески оберегают свои тайны от сторонних посягательств. Подростки активно отстаивают право на личное пространство, порой доводя родителей до отчаяния. Поэтому, если родители из-за обеспокоенности или интереса осмелятся прочитать дневник подростка, последствия могут быть непредсказуемыми, вплоть до признания родителей предателями и ограничения контактов с ними. Лучше с ребенком постараться поговаривать в спокойной обстановке, довериться ему и понять причину интересующей вас проблемы.

 

     Родители, осуществляя воспитания, должны всегда помнить о специфике возраста ребенка, его потребностях, индивидуальных особенностях. Именно тогда семья окажется для ребенка важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

 

     Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек - родитель. При построении взаимодействия взрослые должны ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, состояние подростка. Также динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Смена идеологических ориентиров, социальные стереотипы, разные ценностные ориентации создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Поэтому для установления доброжелательных отношений с подростками родители должны совершенствоваться вместе с детьми, приблизиться к их уровню развития, быть для них друзьями, советчиками, а также источником жизненного опыта.

 

     Следует отметить, что в приобретении черт взрослости подросток ориентируется на ряд образцов и источников. Образцами для подражания являются окружающие взрослые. Подражают также увиденному в кино, по телевидению, на улице. Подростки усваивают то, что сегодня актуально и чаще всего демонстрируется, и соответствующие этому образцы становятся критериями оценки и самооценки.

 

     Со многими проблемами семья не может справиться в одиночку, ей нужна профессиональная помощь. В данной ситуации профессия социального педагога считается необходимой. Деятельность социального педагога – зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи. Многие семьи существуют как закрытые системы, предпочитая скрывать существующие проблемы. Относятся с недоверием к любым специалистам и стараются либо сами разрешить семейные конфликты, либо отпускают ситуацию на самотек. И здесь главная инициатива должна исходить от социального педагога, чтобы как можно раньше обнаружить семью с проблемами и оказать необходимую помощь.

 

     Однако родители в первую очередь ответственны за судьбу и будущее ребенка. Осуществляя воспитание, взрослые должны демонстрировать детям высокую культуру межличностных отношений, при необходимости следует пересмотреть некоторые методы воспитания, постараться понять духовный мир подростка, чтобы избежать неприятных столкновений. Следует помнить, что семья сохраняет сильное влияние на подростков, хотя их отношения с родными осложняются. Главное, научиться понимать подростка, содействовать его личностному развитию и взрослению, придерживаясь демократического стиля воспитания, что способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

 

____________________________________________________________

 

Алина Лемех, СП-44

 

По материалам газеты "Инсайт"

 

 

 

10.09.2012 г.

 

Воспитание без наказаний

 

Из книги Аллана Фрома «Азбука для родителей»

 

     Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может показаться, будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправиться, но по существу мы чаще всего проявляем таким способом наше нетерпение и наш гнев.

 

     Сомнительно, что наказания могут найти какое-нибудь оправдания, если применяются для воспитания детей. Во всяком случае, нужно, вероятно, немало поломать голову, чтобы отыскать такое оправдание.

 

     Вот некоторые опасности, которые всегда таятся, когда применяются наказания.

 

     1.Очень часто наказания не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка.

 

     2.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

 

     3.У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, и это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители – взрослые, против них восставать никак невозможно, а с другой – он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства – любовь и ненависть, – как сразу же возникнет конфликт.

 

     4.Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжить поступать в том же духе – и так до бесконечности.

 

     5.Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего родительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-нибудь глупости, чем оставаясь все время добрым и послушным.

 

     Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

 

     1. Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

 

     2. Объяснением. Объясните ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

 

     3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

 

     4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повториться.

 

     5. Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудить в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится много времени, вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.

 

     Если наказание применяется в дисциплинарных целях, оно будет эффективно лишь в отдельных случаях. Шлепать детей вообще не рекомендуется. Когда же вы наказываете ребенка, лишая его какой-либо привилегии, которая у него была, то непременно добьетесь хороших результатов. И это лучше, чем кричать на него, сердиться или требовать расплаты, словно торговец. Напомните ребенку, что вы его предупреждали – обещали, например, не дать сладкого, если он будет плохо себя вести, – и вот теперь держите свое слово.

 

 _________________________________________________________________

 

Материал подготовлен доцентом кафедры педагогики В.П. Горленко

 

Объявление

Новый Репозиторий ГГУ имени Ф.Скорины http://elib.gsu.by

НАД/ПОД посмотреть здесь

Расписание основное

посмотреть здесь

Расписание лекционной недели

посмотреть здесь

Расписание для заочников

http://psi.gsu.by/index.php/ru/zaochniku

Расписание магистратура

http://psi.gsu.by/index.php/ru/aspirantura-i-magistratura/magistratura

 

Расписание

посмотреть здесь

ПРОГРАММА ГЭК СР

посмотреть здесь

График ликвидации задолженностей

посмотреть здесь

Наши контакты

Адрес:
 г. Гомель
ул. Советская, 102,
кабинет 5-25.

Почтовый адрес

Телефон:
(0232) 50-38-52

Сайт:http://psi.gsu.by

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Это тоже мы

 

Полезные ссылки






 

 

Кластер непрерывного педагогического образования

Общественные организации