Харламов Иван Федорович (1920–2003). Родился в д. Шарпиловка Лоевского района Гомельской области. В 1935 г. закончил Шарпиловскую семилетнюю школу и в этом же году поступил в Речицкое педагогическое училище. Дальнейшую учебу продолжил в Рогаческом учительском институте на литературном факультете, который закончил в 1940 г. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После демобилизации с 1945 по 1950 гг. работал на разных должностях в системе народного образования Лоевского района Гомельской области: директор Хоминской семилетней, Крупейской восьмилетней, Шарпиловской средней школ, заведующий Лоевским районным отделом образования. В 1952 г. с отличием закончил заочное отделение литературного факультета Гомельского педагогического института им В.П. Чкалова, в 1955 г. – аспирантуру по педагогике в Минском педагогическом институте им. А.М. Горького.
Вся дальнейшая жизнь И.Ф. Харламова была связана сначала с Гомельским педагогическим институтом, а затем университетом: работал старшим преподавателем, доцентом, профессором, проректором по учебной и научной работе. С 26 августа 1965 г. по март 2003 г. – заведующий кафедрой педагогики. В 1961 г. был награжден медалью «За трудовое отличие», в 1975 г. медалью «Ветеран труда», в 1976 г. – орденом Трудового Красного знамени, в 1980 г. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Белорусской ССР». 4 марта 1974 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР. 15 марта 1990 г. – действительным членом АПН СССР по отделению «Теория и история педагогики, в марте 1995 г. – действительным членом Академии наук Беларуси, 15 апреля 1995 г. – иностранным членом Российской академии образования.
Весьма значителен научный вклад И.Ф. Харламова в области разработки теоретико-методических основ обучения и воспитания. Его статьи были хорошо известны читателям всесоюзных и республиканских журналов и газет. В поле зрения ученого всегда находились вопросы повышения эффективности вузовского обучения: его волновали вопросы многопредметности учебных планов, перегрузки учебных программ, либерализм в оценке знаний, несовершенство самостоятельной учебной работы студентов. В 90-е гг. активно занимался исследованием проблем совершенствования педагогической подготовки студентов и повышения качества педагогической практики.
Большой вклад внес И.Ф. Харламов в создание учебников и учебных пособий по педагогике. Среди них: «Педагогика: курс лекций» (1979), «Педагогика: учебное пособие» (1990), «Педагопка: падручшк для педагапчных ВНУ» (1996), «Педагогика: учебник» (1998), «Педагогика: компактный учебный курс» (2001), «Педагогика: краткий курс» (2003). В поле зрения ученого всегда были проблемы нравственного воспитания. Широко известны такие работы ученого в этом направлении, как «Теория нравственного воспитания» (1972), «Нравственное воспитание школьников» (1983), серия книг «Этические беседы» (1977–1990) под научной редакцией И.Ф. Харламова.
Публикации в сми:
1.Новак Н.Г. Конференция «Научное наследие академика И.Ф. Харламова и актуальные проблемы целостного образовательного процесса в современном педагогическом пространстве» прошла в режиме онлайн. https://gp.by/amp/category/news/obrazovanie/news218105.html. - 17.06.2020
2.Бейзеров В.А. Да 100-годдзя з дня нараджэння І.Ф.Харламава / В.А. Бейзеров // https://ng-press.by/2020/06/10/да-100-годдзя-з-дня-нараджэння-і-ф-харлама/
3. Бейзеров В.А.В Гомеле отпраздновали вековой юбилей академика Харламова https://belayarus.by/news/glavnye-novosti/emu-by-moglo-ispolnitsya-100-let/