Студенческий проект
«Профилактика виктимизации среди подростков и молодёжи»
Целевые группы:
- студенты факультета психологии и педагогики «ГГУ им. Скорины»
- учащиеся средних школ г.Гомеля
Руководитель проекта от факультета – Приходько Екатерина Владимировна
Основные исполнители проекта:
1. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
Целью проекта является:
1. Выработка вспомогательных социальных механизмов, способствующих в кратчайшие сроки позитивно реагировать возможным жертвам на внезапно возникшие кризисные ситуации либо носящие затяжной характер;
2. Формирование нового типа поведения жертв преступлений, так как в прошлом оно провоцировало совершение преступником преступления и по своей природе носило асоциальный либо аморальный, а в некоторых случаях даже криминогенный характер;
3. Ослабление негативных социальных, психологических и моральных воздействий на личность либо на определенную социальную общность людей с повышенной степенью виктимности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 1) организовать на базе УО имени Франциска Скорины волонтерский отряд из студентов-психологов; 2) провести обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам виктимологии, проблемам виктимизации среди подростков и молодёжи; 3) подготовить диагностический инструментарий и провести исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в процессе виктимизации; 4) на основе анализа полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на: формирование нового типа поведения жертв преступлений; формирование нового типа поведения агрессора; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в ситуациях конфликта; развитие способностей и личностных качеств как необходимого компонента предупреждения виктимизации.
Актуальность проекта обусловлена сложившейся ситуацией. Виктимизация – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, виктимизации подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались - 42 %, причем 20 % – многократно. При проведении опроса 11 % мальчиков и 4% девочек признались, что в средних классах школы они издевались над кем-то из своих товарищей. Среди опрошенных учащихся средних школ не сталкивались с виктимизацией только 20 % опрошенных. Согласно недавнему исследованию, объектами которого были школьники с 6 по 10 класс, 17 % из них признались, что в течение прошлого учебного года они подвергались издевательствам, 19 % сами над кем-то издевались, а 6 % были одновременно и субъектами, и жертвами виктимизации. Расхождения в цифрах естественны. Одни называют виктимизацией серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество. Тем не менее понятно, что речь идет о серьезном и массовом явлении.
Актуальность решаемой проблемы проекта.
В Республике Беларусь реализуется Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы (утвержден постановлением № 1661 Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 года). Мероприятия указанного Плана, направленные на защиту детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов, включают информирование детей и специалистов, работающих с детьми, с Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также с рекомендациями Комитета по правам ребенка, утвержденными в рамках общих дискуссий по проблемам "Насилие в отношении детей в семье и школе".
Работа по профилактике насилия в отношении детей также проводится в рамках президентской программы "Дети Беларуси". Мероприятия указанной программы способствуют формированию общественного мнения по ненасильственному
отношению к детям, предусматривают проведение экспертизы кино-, видео-, аудио- и рекламной продукции; учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении; подготовку специалистов для работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Теоретическое обоснование проекта
Социальные кризисные процессы, протекающие в современном обществе, часто отрицательно влияют на психическое состояние людей, нередко порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Все это приводит к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося от общественных норм поведения. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Дети и подростки в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами агрессивных действий.
В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.
1 Психодинамическая модель включает в себя:
- теорию влечений (основоположник З. Фрейд
- социодинамическая модель (основоположник К. Хорни)
- теория человеческой деструктивности (основоположник Э. Фромм)
2 Фрустрационная модель возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Фрустрационная модель включает в себя:
- ортодоксальный подход (основоположники – Дж. Доллард и Н. Миллер) согласно их воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию.
- ревизионистский подход (основоположник – Н. Миллер) первым откликнулся на критику и внёс соответствующие поправки: фрустрация лишь создаёт предпосылки для различных типов реакций, одной из которых является побуждение к агрессивности.
3 Когнитивно-неоассоциативная модель (основоположник Л. Берковец) акцентировал внимание на роли эмоциональных и познавательных процессов в возникновении агрессивной реакции.
4 Модель переноса возбуждения
В своей модели переноса возбуждения Д. Зилманн выдвигает предположение о том, что сила испытываемого гнева является производной двух элементов: силы психологического раздражения, которое порождено неприятным событием, и того, как это раздражение трактуется и характеризуется.
5 Поведенческая модель
Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.
6 Аффективно-динамическая модель
Результаты анализа существующих ранее психологических теорий нарушений поведения, данные собственных исследований и их феноменологическое осмысление позволили И.А. Фурманову исследовать этиологию агрессии и нарушений поведения с новых теоретических позиций: аффективно-динамического подхода. Особенность этой теории в том, что нарушения поведения рассматриваются как реакции на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.
Выделяют также информационно-процессуальную модель, когнитивную модель, социально-интеракционистскую модель и интегративную модель.
Практическая значимость:профилактика виктимизации, с целью предотвращения и предупреждения насилия среди подростков и молодёжи.