Кафедра психологии

Сборник научных трудов

 __________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Видео канал факультета

 

.

Поделиться информацией

Студенческий проект

«Профилактика виктимизации среди подростков и молодёжи» 

Целевые группы:

  • студенты факультета психологии и педагогики «ГГУ им. Скорины»
  • учащиеся средних школ г.Гомеля

Руководитель проекта от факультета – Приходько Екатерина Владимировна

Основные исполнители проекта:

1. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Целью проекта является:

1. Выработка вспомогательных социальных механизмов, способствующих в кратчайшие сроки позитивно реагировать возможным жертвам на внезапно возникшие кризисные ситуации либо носящие затяжной характер;

2. Формирование нового типа поведения жертв преступлений, так как  в прошлом оно провоцировало совершение преступником преступления и по своей природе носило асоциальный либо аморальный, а в некоторых случаях даже криминогенный характер;

3. Ослабление негативных социальных, психологических и моральных воздействий на личность либо на определенную социальную общность людей с повышенной степенью виктимности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 1) организовать на базе УО имени Франциска Скорины волонтерский отряд из студентов-психологов; 2) провести обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам виктимологии, проблемам виктимизации среди подростков и молодёжи; 3) подготовить диагностический инструментарий и провести исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в процессе виктимизации; 4) на основе анализа полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на: формирование нового типа поведения жертв преступлений; формирование нового типа поведения агрессора; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в ситуациях конфликта; развитие способностей и личностных качеств как необходимого компонента предупреждения виктимизации.

Актуальность проекта обусловлена сложившейся ситуацией. Виктимизация – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, виктимизации подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались - 42 %, причем 20 % – многократно. При проведении опроса  11 % мальчиков и 4% девочек признались, что в средних классах школы они издевались над кем-то из своих товарищей. Среди опрошенных учащихся средних школ не сталкивались с виктимизацией только 20 % опрошенных. Согласно недавнему исследованию, объектами которого были школьники с 6 по 10 класс, 17 % из них признались, что в течение прошлого учебного года они подвергались издевательствам, 19 % сами над кем-то издевались, а 6 % были одновременно и субъектами, и жертвами виктимизации.  Расхождения в цифрах естественны. Одни называют виктимизацией серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество. Тем не менее понятно, что речь идет о серьезном и массовом явлении.

Актуальность решаемой проблемы проекта.

В Республике Беларусь реализуется Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы (утвержден постановлением № 1661 Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 года). Мероприятия указанного Плана, направленные на защиту детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов, включают информирование детей и специалистов, работающих с детьми, с Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также с рекомендациями Комитета по правам ребенка, утвержденными в рамках общих дискуссий по проблемам "Насилие в отношении детей в семье и школе".

Работа по профилактике насилия в отношении детей также проводится в рамках президентской программы "Дети Беларуси". Мероприятия указанной программы способствуют формированию общественного мнения по ненасильственному

отношению к детям, предусматривают проведение экспертизы кино-, видео-, аудио- и рекламной продукции; учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении; подготовку специалистов для работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Теоретическое обоснование проекта

Социальные кризисные процессы, протекающие в современном обществе, часто отрицательно влияют на психическое состояние людей, нередко порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Все это приводит к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося от общественных норм поведения. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Дети и подростки в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами агрессивных действий.

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.

1 Психодинамическая модель включает в себя:

  • теорию влечений (основоположник З. Фрейд
  • социодинамическая модель (основоположник К. Хорни)
  • теория человеческой деструктивности (основоположник Э.  Фромм)

2 Фрустрационная модель возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Фрустрационная модель включает в себя:

  • ортодоксальный подход (основоположники – Дж. Доллард и Н. Миллер) согласно их воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию.
  • ревизионистский подход (основоположник – Н. Миллер) первым откликнулся на критику и внёс соответствующие поправки: фрустрация лишь создаёт предпосылки для различных типов реакций, одной из которых является побуждение к агрессивности.

3 Когнитивно-неоассоциативная модель (основоположник Л. Берковец) акцентировал внимание на роли эмоциональных и познавательных процессов в возникновении агрессивной реакции.

4  Модель переноса возбуждения

В своей модели переноса возбуждения Д. Зилманн выдвигает предположение о том, что сила испытываемого гнева является производной двух элементов: силы психологического раздражения, которое порождено неприятным событием, и того, как это раздражение трактуется и характеризуется.

5 Поведенческая модель

Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.

6 Аффективно-динамическая модель

Результаты анализа существующих ранее психологических теорий нарушений поведения, данные собственных исследований и их феноменологическое осмысление позволили И.А. Фурманову исследовать этиологию агрессии и нарушений поведения с новых теоретических позиций: аффективно-динамического подхода. Особенность этой теории в том, что нарушения поведения рассматриваются как реакции на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.

Выделяют также информационно-процессуальную модель, когнитивную модель, социально-интеракционистскую модель и интегративную модель.

Практическая значимость:профилактика виктимизации, с целью предотвращения и предупреждения насилия среди подростков и молодёжи.

Объявление

Новый Репозиторий ГГУ имени Ф.Скорины http://elib.gsu.by

НАД/ПОД посмотреть здесь

Расписание основное

посмотреть здесь

Расписание лекционной недели

посмотреть здесь

Расписание для заочников

http://psi.gsu.by/index.php/ru/zaochniku

Расписание магистратура

http://psi.gsu.by/index.php/ru/aspirantura-i-magistratura/magistratura

 

Расписание

посмотреть здесь

ПРОГРАММА ГЭК СР

посмотреть здесь

График ликвидации задолженностей

посмотреть здесь

Наши контакты

Адрес:
 г. Гомель
ул. Советская, 102,
кабинет 5-25.

Почтовый адрес

Телефон:
(0232) 50-38-52

Сайт:http://psi.gsu.by

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Это тоже мы

 

Полезные ссылки






 

 

Кластер непрерывного педагогического образования

Общественные организации