ПРОЕКТ
«Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
и охрана здоровья подрастающего поколения»
Место проведения проекта: г. Гомель
Целевые группы студенты факультета психологии и педагогики «ГГУ им. Скорины», учащиеся школ: СОШ № 1, 60, 21, 58, вечерняя школа №5.
Руководитель проекта от факультета - Певнева Анжела Николаевна
Основные исполнители проекта:
1. Центр пропаганды и обучения при Гомельском областном управлении МЧС (ЦПиО при ГОУМЧС).
2. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
3. Отдел образования Гомельского горисполкома
Целью проекта является:
1. Формирование и развитие культуры поведения личности в чрезвычайных ситуациях, направленной на обеспечение собственной безопасности, безопасности общества и государства;
2. Формирование и развитие профессионально значимых качеств специалистов в области безопасности жизнедеятельности, их эрудированности и компетентности;
3. Выработка необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 1) организовать на базе УО имени Франциска Скорины волонтерский отряд из студентов-психологов; 2) провести обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам безопасности жизнедеятельности и охране здоровья; 3) подготовить диагностический инструментарий и провести исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в чрезвычайных ситуациях; 4) на основе анализа полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на: формирование и развитие культуры поведения в чрезвычайных ситуациях и т.д.; подготовку школьников к самосовершенствованию безопасной жизнедеятельности и охране здоровья; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; подготовку школьников к предупреждению и преодолению опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуаций; развитие способностей и личностных качеств школьников как основы безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
Актуальность проекта обусловлена сложившейся ситуацией. В 2009 году в Гомельской области количество пожаров по сравнению с 2008 увеличилось на 15,8%. В 2009 зафиксировано 1481 пожар, 2008- 1279 пожаров. В результате пожаров в 2009 году погибло 158 человек, из них 4 детей, в 2008 -159 человек, из них 4 детей. За 7 месяцев 2010 года в Гомельской области зарегистрировано 826 пожаров, в результате которых погибло 79 человек, из них 2 детей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37,5% увеличилось количество травмированных людей. За 7 месяцев 2010 года 33 человека получили травмы различной степени тяжести, из них 3 детей (за 7 месяцев 2009 г травмирован 24 человека, детский травматизм не зарегистрирован). По причине неосторожного обращения с огнем в Гомельской области в 2008 году произошло 658 пожаров, что составляет 51% от общего количества пожаров, в 2009 - 682 пожара (46% от общего количества), за 7 месяцев 2010 г- 393 пожара.(48% от общего количества за истекший период.
Анализ данных убедительно указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и помогать», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать».
Актуальность решаемой проблемы проекта. В связи со сложившейся ситуацией Министерством по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь от 09 марта 2010 №1 было отдано распоряжение «О дополнительных мерах по предупреждению пожаров и гибели людей», где в пункте 1.1.12. указано на проведение в школах бесед психологов с детьми на предмет выявления склонности к пиромании с целью своевременного принятия необходимых мер.
Теоретическое обоснование проекта
В последние десятилетия ситуация в мире резко изменилась: опасности от жизнедеятельности людей приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, сколько всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности и охрана здоровья. В изменившихся традиционных условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать».
В настоящее время в психологической науке усиливается интерес к изучению поведения личности в трудных ситуациях: к проблеме, получившей название «психологическое совладание» (копинг). Наиболее разработанной в психологии является теория когнитивного оценивания Р. Лазаруса.
Автор выделил два этапа оценки: 1) первичную (Primary Appraisal), которая позволяет индивиду воспринять стресс, оценить масштаб угрозы собственному благополучию; 2) вторичную (Secondary Appraisal), состоящую в том, что индивид оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы, определяет методы влияния на негативные события.
В отечественной психологии заложена основа для более широкого понимания когнитивного оценивания. Л.И. Анцыферова характеризует данный процесс как «распознавание особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего».
Практическая значимость: повышение уровня культуры поведения у подрастающего поколения, с целью предупреждения и предотвращения несчастных случаев в чрезвычайных ситуация, гибели в пожарах, охраны здоровья.