Дискуссионный студенческий клуб
«Психологическая ДИСКОвидеоТЕКА»
(условное название «ДИСКОТЕКА»)
Целевые группы:
- студенты 1 курса, обучающиеся по специальности 1-23 01 04 «Психология», предпочитающие эффективное усвоение знаний на основе сочетания вербальной и визуальной информации;
- студенты других факультетов, изучающие курс психологии.
Руководитель проекта от факультета:
А.А. Лытко – кандидат педагогических наук, доцент.
Основные исполнители проекта:
1. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание работы дискуссионного студенческого клуба «Психологическая видеотека» неразрывно связано с содержанием учебного материала по дисциплине «Общая психология», читаемой студентам 1 курса в 1-м и 2-м семестрах, и основано преимущественно на видеофильмах популярного в среде будущих специалистов-психологов телеканала «Психология-21». Это содержание опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, методологические и теоретические принципы, методы, основные понятия и категории психологии.
Основной целью дискуссионного студенческого клуба является поддержка стремления студентов более глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области психологии и умения дискуссировать по наиболее проблемным вопросам психологической науки и практики.
Задачи:
- Визуализация основных, базовых представлений студентов о психике.
- Формирование методологических взглядов на научное понимание предмета психологии с учетом многообразия различных теоретических ориентаций.
- Изучение закономерностей и механизмов протекания психических процессов.
- Формирование понятийно-категориального аппарата общей психологии.
- Ознакомление в видеоформате с основными методами исследования психики.
- Коррекция знаний студентов, испытывающих затруднения в освоении текстов учебных пособий по общей психологии.
- Формирование навыков ведения спонтанной дискуссии по психологическим проблемам личности и общества.
Актуальность проекта. Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.
Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.
Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг “отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.
Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологии, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.
Учитывая все это, дискуссионный дискоклуб может помочь студентам научиться пережить все эти трудности, активизируя адаптационные возможности организма, правильно организуя процесс восприятия, освоения и воспроизведения информации, способствуя развитию их интереса к изучаемым дисциплинам.
Перечень заседаний клуба по реализации проекта
№ п/п |
Тема дискуссии |
Название соответствующих тем и разделов курса общей психологии |
Название видеофильма |
||
1 |
Предмет и объект психологического исследования. Чем они различаются? |
Психология как наука. Предмет психологии |
Павлов и Торндайк Мозг, разум и страсти |
||
2 |
Панорама развития взглядов на предмет современной психологической науки. Что можно отнести к ее предыстории? |
Основные отрасли психологии |
История психологии, 3-я серия цикла |
||
3 |
Кому и где нужен психолог? |
Формы сотрудничества психологической науки и практики |
Психолог в школе |
||
4 |
Психика как способ организации живого тела? |
Природа психики |
Научение, опыт, Павлов |
||
5 |
Психофизическая проблема. Мозг и психика как предметно одна и та же реальность? |
Психика и центральная нервная система |
Мозг и эго |
||
6 |
Происхождение человека. Какая точка зрения вам ближе: религиозная или эволюционная? |
Развитие психики в эволюции животных |
Происхождение души человека |
||
7 |
Проблема антропогенеза. Каковы культурно-исторические предпосылки появления сознания? |
Развитие психики в становлении человека |
Обезьяно-человек: Альфа-самец |
||
8 |
Cтресс. Нормальный адаптационный механизм к постоянно меняющимся внешним условиям? |
Развитие психики в онтогенезе |
Понятие стресса в медицине и психологии |
||
9 |
Л.С. Выготский: Социальные факторы онтогенеза. Почему Выготского называют Моцартом в психологии? |
Социальные факторы онтогенеза |
Фильм о Л.С. Выготском из цикла «Цивилизация» |
||
10 |
Сознание как специфический феномен духовной жизни человека. Миры сознания и структуры сознания. Что они собой представляют? |
Сознание |
Круглый стол с участием известных ученых «Что такое сознание» |
|
|
11 |
Самоконтроль и воля. В чем заключаются механизмы осознания человеком своих действий? |
Самосознание |
Что такое Эго? |
|
|
12 |
Бессознательное в психике личности. Скрытая сила разума? |
Бессознательное |
Путешествие в бессознательное |
|
|
14 |
Этические и моральные дилеммы в психологическом эксперименте |
Метод эксперимента |
Экспериментальная психология |
|
|
15 |
Мир относителен? Относительна природа, относительны расстояние, место, время, — все происходит в моих ощущениях? |
Ощущение |
Мозг и среда |
|
|
16 |
— Я психолог. Меня учили отделять восприятие от реальности. |
Перцептивные процессы |
Восприятие и обработка информации |
|
|
17 |
«Мы знаем, время растяжимо…» |
Восприятие пространства, времени, движения |
Восприятие времени |
|
|
18 |
«О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…» |
Память |
Разум как хранилище |
|
|
19 |
Зачем думать, если знаешь? Мышление – всего лишь суррогат. Вы думаете, потому что не знаете? |
Психология мышления |
Мозг и центральная нервная система |
|
Проект с условным названием «ДИСКОТЕКА» реализуется на двух заседаниях ежемесячно в течение учебного года.
Список студентов-инициаторов
заседаний дискуссионного студенческого клуба
«Психологическая ДИСКОвидеоТЕКА»
(условное название «ДИСКОТЕКА»
2014 – 2015 учебный год
ПС-11 |
ПС-12 |
ПС-13 |
Тихиня Настя |
Лукашев Анатолий |
Прокошина Ира |
Иваненко Таня |
Шаньков Антон |
Музыченко Яна |
Милман Керен |
Перебоева Настя |
Стракович Вика |
Макаренко Вика |
Ходосок Юля |
Пузик Марина |
Миронова Оля |
Леонович Кристина |
Кутас Настя |
Чечко Настя |
Молчанова Настя |
Марьина Мария |
Прохорева Яна |
Таундсенд Арт |
Кутас Настя |
Леонова Лера |
Слюсаренко Вика |
Вербовская Евгения |
Удодова Кристина |
Чиканова Катя |
Прокопенко Алина |
Синило Дарья |
Курилина Вика |
Демченко Настя |
|
Бычкова Катя |
Стракович Вика |
|
Томилина Саша |
|
|
Ринговская Юля |
|
Руководитель проекта А. Лытко