Студенческий проект
«Профилактика виктимизации среди подростков и молодёжи»
Целевые группы:
- студенты факультета психологии и педагогики «ГГУ им. Скорины»
- учащиеся средних школ г.Гомеля
Руководитель проекта от факультета – Приходько Екатерина Владимировна
Основные исполнители проекта:
1. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
Целью проекта является:
1. Выработка вспомогательных социальных механизмов, способствующих в кратчайшие сроки позитивно реагировать возможным жертвам на внезапно возникшие кризисные ситуации либо носящие затяжной характер;
2. Формирование нового типа поведения жертв преступлений, так как в прошлом оно провоцировало совершение преступником преступления и по своей природе носило асоциальный либо аморальный, а в некоторых случаях даже криминогенный характер;
3. Ослабление негативных социальных, психологических и моральных воздействий на личность либо на определенную социальную общность людей с повышенной степенью виктимности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 1) организовать на базе УО имени Франциска Скорины волонтерский отряд из студентов-психологов; 2) провести обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам виктимологии, проблемам виктимизации среди подростков и молодёжи; 3) подготовить диагностический инструментарий и провести исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в процессе виктимизации; 4) на основе анализа полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на: формирование нового типа поведения жертв преступлений; формирование нового типа поведения агрессора; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в ситуациях конфликта; развитие способностей и личностных качеств как необходимого компонента предупреждения виктимизации.
Актуальность проекта обусловлена сложившейся ситуацией. Виктимизация – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, виктимизации подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались - 42 %, причем 20 % – многократно. При проведении опроса 11 % мальчиков и 4% девочек признались, что в средних классах школы они издевались над кем-то из своих товарищей. Среди опрошенных учащихся средних школ не сталкивались с виктимизацией только 20 % опрошенных. Согласно недавнему исследованию, объектами которого были школьники с 6 по 10 класс, 17 % из них признались, что в течение прошлого учебного года они подвергались издевательствам, 19 % сами над кем-то издевались, а 6 % были одновременно и субъектами, и жертвами виктимизации. Расхождения в цифрах естественны. Одни называют виктимизацией серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество. Тем не менее понятно, что речь идет о серьезном и массовом явлении.
Актуальность решаемой проблемы проекта.
В Республике Беларусь реализуется Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы (утвержден постановлением № 1661 Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 года). Мероприятия указанного Плана, направленные на защиту детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов, включают информирование детей и специалистов, работающих с детьми, с Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также с рекомендациями Комитета по правам ребенка, утвержденными в рамках общих дискуссий по проблемам "Насилие в отношении детей в семье и школе".
Работа по профилактике насилия в отношении детей также проводится в рамках президентской программы "Дети Беларуси". Мероприятия указанной программы способствуют формированию общественного мнения по ненасильственному
отношению к детям, предусматривают проведение экспертизы кино-, видео-, аудио- и рекламной продукции; учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении; подготовку специалистов для работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Теоретическое обоснование проекта
Социальные кризисные процессы, протекающие в современном обществе, часто отрицательно влияют на психическое состояние людей, нередко порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Все это приводит к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося от общественных норм поведения. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Дети и подростки в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами агрессивных действий.
В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.
1 Психодинамическая модель включает в себя:
- теорию влечений (основоположник З. Фрейд
- социодинамическая модель (основоположник К. Хорни)
- теория человеческой деструктивности (основоположник Э. Фромм)
2 Фрустрационная модель возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Фрустрационная модель включает в себя:
- ортодоксальный подход (основоположники – Дж. Доллард и Н. Миллер) согласно их воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию.
- ревизионистский подход (основоположник – Н. Миллер) первым откликнулся на критику и внёс соответствующие поправки: фрустрация лишь создаёт предпосылки для различных типов реакций, одной из которых является побуждение к агрессивности.
3 Когнитивно-неоассоциативная модель (основоположник Л. Берковец) акцентировал внимание на роли эмоциональных и познавательных процессов в возникновении агрессивной реакции.
4 Модель переноса возбуждения
В своей модели переноса возбуждения Д. Зилманн выдвигает предположение о том, что сила испытываемого гнева является производной двух элементов: силы психологического раздражения, которое порождено неприятным событием, и того, как это раздражение трактуется и характеризуется.
5 Поведенческая модель
Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.
6 Аффективно-динамическая модель
Результаты анализа существующих ранее психологических теорий нарушений поведения, данные собственных исследований и их феноменологическое осмысление позволили И.А. Фурманову исследовать этиологию агрессии и нарушений поведения с новых теоретических позиций: аффективно-динамического подхода. Особенность этой теории в том, что нарушения поведения рассматриваются как реакции на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.
Выделяют также информационно-процессуальную модель, когнитивную модель, социально-интеракционистскую модель и интегративную модель.
Практическая значимость:профилактика виктимизации, с целью предотвращения и предупреждения насилия среди подростков и молодёжи.
Основные мероприятия по реализации проекта
2014-2015 уч.год
Дата | Название мероприятия | Место проведения |
постоянно | Психолого-диагностическая работа по изучению агрессии и склонности к насилию среди подростков и молодёжи | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Психолого-диагностическая работа по изучению ситуации виктимизации среди подростков и молодёжи | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Психолого-диагностическая работа по изучению поведения в ситуации фрустрации среди подростков и молодёжи | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Психолого-диагностическая работа по изучению реактивной и личностной тревожности среди подростков и молодёжи | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Психолого-диагностическая работа по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению среди подростков и молодёжи | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Профилактика суицидального поведения детей и молодёжи | ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Проведение коррекционной работы по снижению уровня агрессии и склонности к насилию | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Проведение коррекционной работы по снижению виктимизации | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Проведение работы по коррекции поведения в ситуации фрустрации | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Проведение коррекционной работы по снижению уровня тревожности | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
постоянно | Работа с родителями по вопросам предотвращения становления ребёнка жертвой | Школы г.Гомеля |
сентябрь -октябрь | Привлечение студентов к участию в проекте «Профилактика насилия среди подростков и молодёжи» | Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины |
октябрь-ноябрь | Диагностика агрессии и склонности к насилию среди детей детского дома (Методика Басса-Дарки) | Гомельский детский дом |
октябрь-ноябрь | Беседа со студентами по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» | ГГУ им.Ф.Скорины |
октябрь-ноябрь | Беседа со школьниками СШ № 62 по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» | СШ № 9 г.Гомеля |
декабрь-январь | Семинар по профилактике виктимизации, как способ сохранения психологического здоровья | ГГУ им.Ф.Скорины |
декабрь-январь | Беседа со школьниками СШ № 9 по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» | СШ № 61 г.Гомеля |
декабрь-январь | Семинар по профилактике психосоматических заболеваний детей, подвергшихся виктимизации в школе | ГГУ им.Ф.Скорины |
февраль-март | Беседа со школьниками СШ № 61 по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» | СШ № 62 г.Гомеля |
февраль-март | Проведение коррекционной работы по снижению уровня агрессивного поведения с детьми из детского дома | Гомельский детский дом |
февраль-март | Семинар по профилактике виктимизации в семье | ГГУ им.Ф.Скорины |
апрель- май | Повторная диагностика агрессии и склонности к насилию среди детей детского дома (Методика Басса-Дарки) | Гомельский детский дом |
апрель- май | Конкурс «Эмблема студенческого проекта по профилактике виктимизации» | ГГУ им.Ф.Скорины |
Список студентов-участников
научно-исследовательской лаборатории
«Культурно-исторической психологии»
2014 – 2015 учебный год
№ |
ФИО участника |
Группа |
1. |
Сукач Е.А. |
ПС-43 |
2. |
Феськова В.А. |
ПС-51 |
3. |
Герасимова Н. |
ПС-33 |
4. |
Дашковская Ю. |
ПС-33 |
5. |
Щербич Ю.В. |
ПС-31 |
6. |
Бондаренко А.С. |
ПС-33 |
7. |
Балейко А.Ю. |
СП-34 |
8. |
Хамраева Д.Р. |
ПС-33 |
9. |
Деревяго П.С. |
ПС-51 |
10. |
Ермольчик М. |
ПС-43 |
11. |
Гулевич И.В. |
ПС-33 |
12. |
Васильцова А.В. |
ПС-31 |
13. |
Кацуро А.И. |
ПС-31 |
14. |
Ракицкая Т.А. |
ПС-31 |
15. |
Ревза А.М. |
ПС-52 |
16. |
Андрюк К.Р. |
ПС-52 |
17. |
Кураш А.В. |
ПС-31 |
18. |
Тусова Ю.И. |
ПС-52 |
19. |
Роговенко Т.Н. |
ПС-51 |
20. |
Гарашко А.А. |
ПС-33 |
21. |
Кугук А.Ю. |
ПС-33 |
22. |
Концеал А. |
ПС-31 |
23. |
Рудницкая Е.Н. |
ПС-52 |
24. |
Русая О.И. |
ПС-31 |
25. |
Кураш А.В. |
ПС-31 |
26. |
Тужик Е |
ПС-32 |
27. |
Будникова А.А. |
ПС-33 |
28. |
Кустова Т.А. |
ПС-33 |
29. |
Пирожкова И |
ПС-32 |
30. |
Будник Я.В. |
ПС-32 |
31. |
Воробей И. |
ПС-33 |
32. |
Тужик Е.Ф. |
ПС-32 |
33. |
Клапкова Т.В. |
ПС-31 |
34. |
Соколовская А.В. |
ПС-32 |
35. |
Игнатенко Н.О. |
ПС-22 |
36. |
Егельская А.А. |
ПС-22 |
37. |
Абрашкова Ю.В. |
ПС-22 |
38. |
Панарина Д. |
ПС-23 |
39. |
Воробей Ирина |
ПС-33 |
40. |
Будникова А.А. |
ПС-33 |
41. |
Деревяго П. |
ПС-51 |
Руководитель проекта Приходько Е.В., ассистент кафедры психологи