Флагман высшего образования региона принялв своих стенах молодежных лидеров – членов молодежного совета Гомельского областного совета депутатов. Среди них нет случайных людей – все они победители и авторы проектов в разных сферах, лауреаты Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой и одаренной молодежи.Современный руководитель – это человек, который имеет разноплановую подготовку. Немаловажное место отведено знанию психологии, поэтому неслучайно факультет психологии и педагогики был организатором тренинга для членов Молодежного совета. Коммуникативная компетентность и сплочение коллектива стали основными направлениями работы с членами совета. Декан факультета психологии и педагогики В.А. Бейзеров и заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Т.Г. Шатюк рассказали о магистерских программах подготовки в университете и на факультете.
Декан факультета психологии и педагогики Владислав Бейзеров принял участие в работе II международного семинара "Междисциплинарные исследования по правам человека", который прошел 20-22 июня 2019г. и был организован Центром по правам человека при Белорусском государственном университете при поддержке Института прав человека и гуманитарного права им. Рауля Валленберга (Швеция). Научный коллектив ГГУ в составе доцентов Александра Грахоцкого, Людмилы Краснобаевой и Владислава Бейзерова представили доклад с промежуточными результатами исследования на тему «Обеспечение равного доступа к образованию». На семинаре обсуждались также проблемы реализации принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка в ходе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних; обеспечения права на равный доступ к образованию; права на защиту от посягательства на тайну сообщений электросвязи; содействие безработным женщинам в районных центрах в организации отдельных видов хозяйственной деятельности; влияние «эйджизма» (дискриминации по возрасту) на реализацию права молодежи на участие в управлении делами общества и государства.Представители учреждений высшего образования, органов государственного управления, судебной системы, неправительственных организаций в ходе дискуссий выработали подходы, которые позволят решить основные проблемы. Окончательные результаты исследований будут представлены рабочими группами на итоговой конференции в конце года.
В рамках международного проекта FOSTERC, который реализуется под эгидой и со финансировании Европейской Комиссии, с 29 по 31 мая прошли два важных мероприятия в работе которых активное учаcтие приняла делегация учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» в следующем составе: декан факультета психологии и педагогики В.А. Бейзеров, доцент кафедры педагогики М.Г. Кошман, доцент кафедры психологии В.Н. Дворак. Так, 29 мая 2019 г. на базе Республиканского института высшей школы прошел международный семинар «Совершенствование образовательных программ на основе компетентностного подхода», в ходе которого состоялось обсуждение эффективности реализации Рабочего пакета №6 проекта FOSTERC в 2018-2019 учебном году. Второе мероприятие в рамках проекта FOSTERC – ХII Международная научно-методическая конференция «Перспективы развития высшей школы» прошло в учреждении образования «Гродненский государственный аграрный университет».На международном семинаре в РИВШ прозвучал отчетный доклад, в котором были представлены результаты деятельности рабочей группы по реализации экспериментального проекта в ГГУ имени Ф. Скорины на тему «Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология» на основе компетентностного и модульного подходов». Во время заседания секции международной конференции, ученые из ГГУ им. Ф. Скорины познакомили присутствующих с основными стратегическими направлениями развития компетентностного подхода в высшей школе, приняли участие в дискуссии и обсуждении докладов, которые были представлены коллегами из учреждений образования нашей страны, а также Российской Федерации, Испании, Финляндии, Казахстана, Польши, Латвии и Литвы.
Реализация международного проекта FOSTERC еще не закончена, однако уже сейчас можно подвести определенные положительные итоги от его осуществления. Так в учреждении образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» главным итогом экспериментального проекта, стало внедрение идей компетентностного и модульного подходов в совершенствование образовательной программы по подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных магистров по психологии, формирование у них способности к использованию знаний, умений и навыков в научно-педагогической и научно-исследовательской работе. В эксперименте приняли участие магистранты, обучающиеся в магистратуре факультета психологии и педагогики в 2018-2019 учебном году в количестве 76 человек. Новизна основной идеи экспериментальной деятельности заключалась в методологическом и практическом обосновании актуальных и востребованных на рынке труда ключевых компетенций, которыми должны овладеть магистранты-психологи. Реализация идеи осуществлялась через определение сущностных характеристик ключевых компетенций магистрантов-психологов и на этой теоретической основе проектирование педагогических основ (организационно-педагогической модели, методики, научно-методического обеспечения) процесса их формирования в образовательном процессе учреждения высшего образования. Целесообразность осуществления экспериментального проекта заключалась в поисках методологических, научно-теоретических и методических путей реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов гуманитарного профиля.Республика Беларусь является участницей Болонского процесса, предполагающего гармонизацию Европейского пространства высшего образования. В мае 2015-го наша страна присоединилась к Европейскому пространству высшего образования на условиях выполнения «дорожной карты» модернизации в белорусской высшей школе. Реформирование высшего образования осуществляется на основе рефлексии в системе «общество – рынок – университет – практика».
О достижении цели прошедшего в учреждении образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» эксперимента, свидетельствует анализ его итогов. Среди основных решенных задач можно выделить разработку эффективной методики формирования ключевых компетенций магистрантов на второй ступени высшего образования. В основу методики положен модульный подход. Модуль – относительно обособленная, логически завершенная часть образовательной программы магистратуры, обеспечивающая формирование определенной компетенции (группы компетенций). Было модернизировано содержание трех модулей: модуль 1 «Методологические и методические основы психологической науки»; модуль 2 «Научно-педагогическая деятельность» и модуль 3 «Научно-исследовательская работа». Также в ходе экспериментальной деятельности создано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования ключевых компетенций магистрантов на второй ступени высшего образования, отражающее специфические особенности реализации разработанного педагогического средства в образовательной практике.
Первым и основополагающим компонентом в структуре ключевых компетенций магистрантов-психологов является методологический компонент. Основная функция данного компонента заключается в организации, проектировании и управлении деятельностью будущих высококвалифицированных психологов. Анализ полученных результатов показывает, что до формирующего эксперимента данный компонент был сформирован на достаточно низком (адаптивном) уровне у почти половины магистрантов (49%). После формирующего эксперимента 75% магистрантов достигли высокого (продуктивного) уровня методологической компетенции, что свидетельствует об эффективности разработанной методики. Наиболее сформированными за время эксперимента компонентами ключевых компетенций магистрантов-психологов стали: профессионально-личностный, социально-коммуникативный и деятельностно-отношеческий. Таким образом, можно утверждать, что после окончания учреждения высшего образования будущие магистры психологических наук смогут сразу полноценно выполнять свою трудовую функцию по личностно-профессиональному развитию субъектов образовательного процесса, что существенно уменьшит период их профессиональной адаптации в данной сфере и ускорит процесс восхождения к вершинам профессионализма.
В процессе проведения экспериментальной работы было установлено положительное отношение магистрантов-психологов к разработанной методике. У будущих магистров существует объективная необходимость и потребность в формировании ключевых компетенций в процессе обучения в университете (94,6%). Они отмечают положительное влияние разработанной методики на получение и обогащение новыми профессиональными знаниями, а также на приобретение полезных, актуальных и значимых умений и навыков (93,5%). Более 80% магистрантов отметили доступность освоения предложенного учебного материала, а 92,4% магистрантов-психологов считают, что полностью готовы реализовывать ключевые компетенции в самостоятельной профессиональной деятельности. Следующим этапом реализации международного проекта FOSTERC станет внедрение результатов полученных специалистами учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» в образовательный процесс учреждений образования Гомельского региона.
Преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии Анжела Николаевна Певнева с 11 по 17 мая прошла курс повышения квалификации «Психология семьи. Опыт стран Балтии и Скандинавии», организованный РИВШ БГУ. Перенимая опыт стран Балтии и Скандинавии, были посещены лекции и семинарские занятия в The Helsinki Deaconess Institute – некоммерческой организации, которая помогает людям, подверженным риску социальной изоляции. Цель работы The Helsinki Deaconess Institute – обеспечить каждому шанс на достойную жизнь. И в достижении цели помогают две тысячи волонтеров.Далее состоялся визит в Финскую ассоциацию детской и юношеской психологии, а также встреча с представителем профсоюза защиты детей в Финляндии в области психического здоровья. В Финской ассоциации психического здоровья был организован семинар на тему «Психологические проблемы детей и пути их решения».
В процессе обучения состоялся семинар «Что такое медиация? Как избежать конфликтной ситуации» и в целом знакомство с организацией VERSO, которая работает с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, школах и других учебных заведениях и разрабатывает программы по медиации. После посещения крупнейшего университета по преподаванию гуманитарных наук в Таллине, занятия были организованы в Центре психиатрии и психотерапии Sensus. Центр специализируется на психотерапевтических методах с доказанной эффективностью в лечении психических и поведенческих расстройств, где прошел семинар на тему: «Основные принципы терапии психических заболеваний». В завершении образовательной программы прошла встреча с председателем правления Эстонской ассоциации системной семейной терапии, клиническим психологом-психотерапевтом, преподавателем Тартуского университета – Еленой Пылдсам.
На факультете психологии и педагогики прошла встреча с иностранными студентами и магистрантами. Заместитель декана по профориентационной работе Наталья Новак напомнила о приближающейся сессии, студентам, остающимся на летний период, о том, что необходимо сообщить об этом в отдел международных отношений, заполнить соответствующие документы, проживающим в общежитии - еще раз напомнила о соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка. В дружеской обстановке студенты и магистранты поделились своими впечатлениями о своей жизни в нашей стране, задали имеющиеся вопросы.