В 1980 г. окончила Душанбинский педагогический институт имени Т. Шевченко по специальности «История». Присвоена квалификация – учитель истории.
Ученая степень – кандидат педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика (1998).
Тема кандидатской диссертации – «Создание условий для переосмысления педагогической деятельности как средство ее совершенствования».
Ученое звание:
доцент по специальности «Педагогика» (2006);
член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования (2013).
Педагогический стаж – 30 лет. Учитель средней школы № 7 г.Светлогорска, с 1990 по 2000 гг. - зав. учебно-методическим кабинетом руководящих кадров института усовершенствования учителей (ИУУ) г.Гомеля, ст.преподаватель кафедры психологии и педагогики ИУУ, проректор по научно-методической работе Гомельского областного института повышения квалификации, с 2000 года - старший преподаватель, доцент кафедры педагогики; с 2002 по 2010 гг.- зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК ГГУ им. Ф.Скорины, с 01.09. 2010 г. по настоящее время – доцент кафедры педагогики.
Публикации – опубликовано более 140 научных и научно-методических работ, в том числе практические пособия и руководства, учебные программы, статьи в научных журналах и сборниках, материалы научно-практических конференций. Среди них:
-
Некаторыя арганізацыйна-метадычныя ўмовы адаптацыі адукацыйных тэхналогій у школе // Народная асвета, 2002, № 7. – С.7-12.
-
Лекция – одна из форм интерактивного обучения студентов // Актуальные вопросы научно-методической работы: многоуровневая система подготовки специалистов // Материалы междунар. науч.-метод. конф.: В2-х ч. – Гомель: ГГУ, 2003. –Ч.2. – С.18-21.
-
Самостоятельная управляемая работа студентов: организационно-методический аспект. - Гомель: УО «ГГУ имени Ф. Скорины», 2005.- 63 с.
-
Качество образования специалистов в контексте развития педагогической науки // Известия, 2009, № 6 (57).- С.147-150.
-
Квалиметрическая оценка деятельности преподавателя вуза как элемент системы менеджмента качества // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: Инновационное управление вузом на основе системы менеджмента качества // Материалы науч.- метод. конф.(11-12 марта 2010 года) / В 2 ч. Ч.II.- Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2009 - С. 15– 19.
-
Мастак как технология саморазвития менеджеров образования // Последипломное образование взрослых в регионе: опыт, проблемы и актуальные направления развития : сборник научных статей / редкол. : О.А. Малахов (науч. ред.), Е.В. Гапанович-Кайдалова (отв. ред) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2010.- С.134-140.
-
Критериальный подход к повышению мастерства преподавателя высшей школы // «Педагогическое наследие академика И.Ф. Харламова и актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе», респ. науч. практ. конф. (2010; Гомель) Республиканская научно-практическая конференция «Педагогическое наследие академика И.Ф. Харламова и актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе», 24-25 июня 2010 г.: [материалы]: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: Ф.В. Кадол (науч. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – С. 82-86.
-
Квалиметрическая оценка деятельности преподавателя вуза как элемент системы менеджмента качества // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: Инновационное управление вузом на основе системы менеджмента качества // Материалы науч.- метод. конф.(11-12 марта 2010 года) / В 2 ч. Ч.II.- Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2010 - С.15 – 19.
-
Психолого-педагогические аспекты переосмысления педагогической деятельности на основе компетентностного подхода // Известия Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, 2012, № 2(71).- С.53-59.
-
Технология коучинга в переосмыслении педагогической деятельности // Акмеологические основы становления специалиста-профессионала в различных видах деятельности: сборник материалов Международной науч.-практ. конф., 24-25 ноября 2011 г./ государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования»; ред. кол.: Н.В. Кухарев (отв.ред.) [и др.] – Гомель, 2011. – Вып.XIII.- С.26-31.
-
Моделирование развития нравственно-этической культуры будущего социального педагога на компетентностной основе // Известия Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, 2013, № 3 (78).-С.66-71.
-
ЛСМ как средство развития многомерных профессиональных компетенций // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: модернизация высшего образования как определяющий фактор развития университета // материалы науч.-метод. конф. (14–15 марта 2013 года) : в 4 частях. Ч. 1 / редкол. : И.В. Семченко (отв.ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – С.180-184.
-
Педагогика. Общие основы педагогики: практ. пособие. - Гомель: УО «ГГУ имени Ф.Скорины», 2013 - 44 с.
-
Педагогика. Дидактика и теория воспитания: практ. пособие.- Гомель: УО «ГГУ имени Ф.Скорины», 2013. - 44 с.
-
Модель взаимодействия по развитию и квалиметрии компетенций студентов // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка специалиста в контексте современных тенденций в сфере высшего образования // материалы науч.-метод. конф. (13–14 марта 2014 года) : в 4 частях. Ч. 3 / редкол. : И.В. Семченко (отв.ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С.163-167.
-
Модель деятельности классного руководителя в зеркале инновационных преобразований // Взаимодействие науки и практики в развитии инновационных процессов системы образования [Электронный ресурс] : материалы респ. науч. практ.конф., Гомель, Гомель 28 ноября 2014г. / ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; ред. кол. : В.А. Акуленко (отв. ред.)[ и др.] . – Гомель, 2014. – С.113-118. (1 эектрон. опт. диск (СD-ROM)).
-
Модель программно-дидактического обеспечения творческой образовательной деятельности студентов // Проблемы социально-ориентированного инновационного развития белорусского общества и профсоюзы (5 февраля 2015 года, г.Гомель) / под общ. ред. А.З. Бежанишвили.- Гомель : ГФ Международного университета «МИТСО», 2015.- Ч.1.- С.20- 22.
-
Университетская лекция в контексте современного образовательного процесса // Юбилейная науч.-практ. конф., посвященная 85-летию Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины (Гомель, 19 июня 2015 г.) : материалы : в 4 ч. Ч. 1 / редкол. : О. М. Демиденко (гл. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – С.44-47.
-
Методическая компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования // материалы респ. науч.-метод. конф. (10–11 марта 2016 года) : в 4 частях. Ч. 1 / редкол. : И.В. Семченко (отв.ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – С.173-177.
-
Психограмма учителя Л.С. Выготского в контексте педагогической практики // Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и проблемы личности в современном мире : к 120-летию со дня рождения : сборник науч. статей / редкол.: И.В. Сильченко (гл. ред.) [и др.] ; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос.ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – С.140-146.
Научные интересы – профессионализм педагогической деятельности, управление профессиональным развитием, методическая компетентность преподавателя высшей школы, компетентность специалиста системы образования, современные образовательные технологии обучения и воспитания, нравственно-этические этические проблемы социально-педагогической деятельности.
Преподаваемые дисциплины:
Педагогика
Социальная педагогика
Этика и профессиональное мастерство социального педагога