Сборник научных трудов

 __________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Видео канал факультета

 

.

Поделиться информацией

Л.И. Селиванова

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОСТИ

КАК ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

23.12.2012 г.

     К ряду качеств личности, способствующих ее идейно-нравственному саморазвитию, относится гуманность. Это сложное интегративное качество, включающее социальные характеристики человека и проявляющееся во взаимодействии.

     Свое обоснование и оформление идеи гуманности получили в XVIII–XIX в. Так, для И. Канта гуманность – это чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой – возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности. Постепенно гуманизм стал основой системы взглядов на мир, где именно человек является системообразующим фактором, ядром мировоззрения. Гуманность также относится к общечеловеческим нормам нравственности.

     В содержание гуманности как интегративного личностного качества включают: систему установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо); переживания сочувствия, сострадания, сорадования, содействия, соучастия; готовность прийти на помощь другому человеку; умение понять другого человека, поставить себя на его место; способность в любых жизненных ситуациях творить добро и противостоять злу. К характеристикам гуманного человека относят такие нравственные качества, как доброжелательность, дружелюбие, внимательность, толерантность, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В настоящее время гуманность субъекта является способом существования межличностных отношений, при которых каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности.

     Формирование гуманности связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Изучение биографий ученых, творческой деятельности известных людей, их жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе мероприятий, уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

     Велика роль в формировании данного качества гуманного отношения к личности в семейном и общественном воспитании. Известные мыслители связывают гуманное отношение к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Выдающийся педагог XIX в. П. Ф. Каптерев писал, что «каждый человек неискоренимый субъективист; у каждого свой характер, свой вкус, свои особенные органы внешних чувств, свое здоровье и болезни, особенные ум, память и фантазия» [1, с. 411]. Ученый подчеркивал, что большими возможностями в определении и развитии индивидуальных особенностей ребенка обладает семья, она «лучше может приноровиться к свойствам личности и предоставить гораздо больше средств для саморазвития, чем школа» [2, с. 76]. Матери педагог определял в обязанности «отгадать преобладающие склонности и способности дитяти, поощрить их развитие» [3, с. 288]. В настоящее время возможность глубокого и систематического «изучения и учета индивидуальности ребенка» известный белорусский ученый В. В. Чечет включает в перечень основных характеристик специфики семейного воспитания [4, с. 22].

     Итальянский гуманист П.-П. Верджерио требовал строить воспитание и обучение в соответствии с развитием способностей: «Природе воздастся достойная благодарность, если мы не будем пренебрегать ее дарами, а позаботимся об их совершенствовании надлежащими занятиями и добрыми искусствами» [5, с. 74]. Французский мыслитель М. Монтень рекомендовал воспитателю считаться с душевными склонностями ребенка, представлять ему возможность «свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому» [6, с. 71].

     Значение образовательных учреждений состоит в «поддержке индивидуальности учащегося, его самостоятельности и оригинальности» [7, с. 88]. В этом отношении П. Ф. Каптерев подчеркивал необходимость изучения индивидуальности: «Чтобы с успехом приняться за изменение личности в видах ее усовершенствования, предварительно неизбежно изучить воспитываемую личность, выяснить ее ценные свойства, ее неудовлетворительную наследственность и выработать правильную систему действий» [8, с. 89].

     Воспитанию гуманизма способствует применение активных методов обучения, стимулирование творчества и самопроявления. Так, одна из сюжетных линий романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» – история о том, как юного Гаргантюа воспитывали два педагога: схоласт Олоферн его чуть не погубил, используя отупляющие приемы принуждения, но Понократ смог воспитать его в духе гуманизма, способным к самообразованию и самосовершенствованию.

     Индивидуальная свобода и уважение каждого ребенка – важнейшие из условий саморазвития гуманной личности. Ж.-Ж. Руссо писал: «Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает» [9, с. 209]. «Пусть он одинаково чувствует свободу, как в своих действиях, так и в ваших» [9, с. 226]. «Уважайте детство» [9, с. 241]. Воспитатель должен предоставить возможности для свободного роста ребенка, предвидеть каждую точку его развития, найти приемы влияния на ребенка, адекватные его индивидуальным особенностям.

     Положение об уважении индивидуальных стремлений и особенностей личности просматривается и во взглядах деятелей реформаторской петровской эпохи. В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) И. И. Бецкой указывал: «Просвещая притом их разум науками и художествами по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, что, прежде нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке, надлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему самому» [10, с. 120]. Гуманное отношение педагога к учащимся обладает особой воспитательной и образовательной силой, может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей.

     Огромное значение в становлении гуманности личности принадлежит совместной деятельности, предполагающей сотрудничество ребенка сначала со взрослым, а затем со сверстником. Такая деятельность создает общность эмоциональных переживаний, смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым. От непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) человек переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в совместной деятельности.

     Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

     Таким образом, формирование гуманности как идейно-нравственного качества личности связано с развитием самосознания ребенка в общественно полезной деятельности. Становлению данного важнейшего качества способствует организация педагогического процесса на принципах учета индивидуальных способностей, поддержки индивидуальности, индивидуальной свободы, уважения к развивающейся личности, помощи в самосовершенствовании.

 1         Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – С. 270–652.

2         Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. – 1999. – №7. – С. 73–84.

3         Каптерев, П. Ф. Матери великих людей / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. – 1893. – №9. – С. 281–290.

4         Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания : учеб. пособие. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 292 с.

5         Верджерио, П.-П. О благородных нравах и свободных науках / П.-П. Верджерио // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : сб. текстов : в 2 ч. / предисл. и ред. С. М. Стама. – Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1988. – Ч. 2. – С. 71–107.

6         Монтень, М. Опыты / М. Монтень // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1981. – С. 70–76.

7         Каптерев, П. Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев // Педагогика. – 1997. – №1. – С. 79–93.

8         Каптерев, П. Ф. Детская и педагогическая психология / П. Ф. Каптерев : авт. вступ. ст., сост. Н.С. Лейтес. – М. : Психолого-социальный ин-т ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – 336 с.

9         Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1988. – С. 199–296.

10    Бецкой, И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / И. И. Бецкой // Народное образование. – 2000. – №10. – С. 118–120.

 

 Л.И. Селиванова

Самостоятельность

как идейно-нравственное качество личности

12.12.2012 г.

     К ряду важнейших качеств, создающих внутренние условия для стимулирования саморазвития личности, относится самостоятельность. Рассмотрим сущность и структуру данного качества, а также его значение для становления социальной компетентности учащейся и студенческой молодежи.

     Термин «самостоятельность» имеет в настоящее время неоднозначную интерпретацию. Чаще всего им обозначается способность к независимым суждениям, а также действия по собственной инициативе и на основе собственных сил, без помощи других («самостоятельный взгляд на вещи», «самостоятельная работа», «самостоятельный характер»). Самостоятельностью называют также состояние независимости того или иного субъекта, обеспечивающего себе материальную независимость («самостоятельное государство», «самостоятельный хозяин»). По отношению к человеку самостоятельность рассматривается как решительность, инициативность [1, с. 619].

     В педагогической энциклопедии самостоятельность представлена как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в условиях, требующих принятия нестандартных решений» [2, с. 515]. Как видим, самостоятельность представляет собой синтетическое свойство личности, объединяющее разноуровневые психические явления – определенные психические процессы, доминирующие психические состояния, отдельные дополняющие качества личности.

     Когнитивные основы самостоятельности личности составляют особенности ее мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения. В частности, основными характеристиками самостоятельной личности является открытость и реалистичность восприятия, критичность и гибкость мышления. Структуру опыта самостоятельной личности составляют знания закономерностей восприятия и мышления, глубокие общенаучные знания, навыки самопознания и исследования окружающего мира.

     Поведение самостоятельной личности характеризуется способностью к целеполаганию, определению и выработке способов достижения цели, решительностью действий, способностью к осознанному выбору, принятию решения, саморегуляции и самоорганизации деятельности.

     Мотивационные основы самостоятельности личности отличают преобладание более устойчивых интринсивных (внутренних) мотивов над экстринсивными (внешними). Самостоятельного человека привлекает процессуальная сторона деятельности, т.е. проявление интеллектуальной или физической активности. Для таких людей более эффективно мотивировать сам процесс деятельности, а не его результат. Либо при акцентировании значения результата показывать его личностный смысл, возможности таким образом изменить характер работы, сделать ее более свободной и увлекательной. Самое сильное мотивирующее влияние на самостоятельного человека оказывает придание ситуации личностной значимости, расширение зоны ответственности, ощущение компетентности, контроля над ситуацией.

     Итак, самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. И эта связь двусторонняя. Предпосылкой самостоятельных суждений и действий является развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов. В то же время складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возникающим трудностям.

     Рассмотренная структура самостоятельности личности показывает возможности ее развития во всех сферах ее жизнедеятельности: семье, учреждении образования, межличностном общении. Большие возможности развития самостоятельности в семье дает приучение ребенка к выполнению домашних обязанностей, при котором важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу.

     Успешность в развитии учебной самостоятельности зависит от способности личности к познавательной активности, творческой направленности, инициативы, умения ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь педагога состоит в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Так, развить самостоятельность школьника в учебной деятельности могут помочь подготовленные памятки по выполнению различных видов заданий: как выполнять упражнение; как выучить правило; как решать незнакомую задачу; как заучивать новые слова; как делать работу над ошибками и т. п. Домашние задания – это первый вид самостоятельной деятельности, за который учащийся несет полную ответственность. Они развивают навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Развитию навыков самостоятельной работы способствует увеличение доли индивидуальных заданий от простейших до сложных работ творческого характера.

     Традиционно развитие самостоятельности связывают с формированием культуры наблюдения и мышления, упражнениями в составлении суждений, заключений, выводов, анализе и классификации явлений, синтезе понятий и т.п. М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер одним из основных средств развития самостоятельности в педагогической науке рассматривали организацию творческой деятельности учащихся посредством активных методов обучения, организации исследовательской деятельности. В русле становления развивающей парадигмы обучения направление идей смещается от вопросов организации самостоятельной деятельности к проблеме достижения самостоятельности учеником, с учетом его интересов и возможностей. М. А. Данилов отмечает, что стимулировать развитие самостоятельности возможно посредством моделирования учебных затруднений учащихся и создания проблемных ситуаций.

     Формирование самостоятельности личности студенческой молодежи предполагает создание нестандартных ситуаций в процессе познавательной деятельности, перевод человека в состояние познавательной активности, которое характеризуется поиском парадоксальных, нетривиальных и многочисленных решений задачи. Как считает В. А. Ситаров, «именно высшая школа создает условия для активной научно-исследовательской деятельности и поиска собственных путей разрешения научных и учебных проблем» [3, с. 343].

     Система формирования самостоятельности обучающихся в учебной, научной, воспитательной деятельности должна включать в себя следующие взаимосвязанные компоненты, а) обеспечение интереса и личностного смысла поисковой деятельности (мотивационный компонент), б) обогащение содержания поисковой деятельности (содержательный компонент), в) организацию поисковой деятельности (процессуальный компонент). По содержанию поисковая деятельность должна представлять собой систему заданий, которая развивается от сотрудничества с педагогом к самостоятельной работе и создает для обучающихся на каждой ступени образования возможность реального участия в исследовании.

     Таким образом, самостоятельностьможно охарактеризовать как идейно-нравственное качество личности, проявляющееся в направленности на получение новых знаний об окружающей действительности, критичности и гибкости мышления, адекватной самооценке, чувстве личной ответственности за свою деятельность, инициативности и решительности в поведении, способности к мобилизации имеющихся знаний и умений для осуществления независимых действий и суждений, наличии организаторских умений и волевой целеустремленности к намеченному результату деятельности. Самостоятельность является необходимым элементом творчества, эффективной интеллектуальной и управленческой деятельности. Наличие самостоятельности позволяет человеку строить свое поведение относительно независимо от собственных биологических особенностей, группового и индивидуального давления, принятых в обществе когнитивных, оценочных и культурных стереотипов.

 

1         Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. – 15-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз., 1984. – 816 с.

2         Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

3         Ситаров, В. А. Дидактика : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

 

Л.И. Селиванова

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

КАК ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

30.11.2012 г.

    Исследование историко-педагогических и сущностных аспектов идейно-нравственного саморазвития личности позволяет включить в его содержание следующие составляющие современного педагогического идеала: активность, целеустремленность, гуманность, самостоятельность, ответственность, гражданственность, милосердность, толерантность, безопасность, креативность. Следует подчеркнуть, что каждое из перечисленных составляющих имеет интегративный характер, т. е. включает целый ряд свойств и качеств, характеризующих потребностную, эмоционально-чувственную, когнитивную, поведенческую и волевую сферы личности. В данной статье рассмотрим гражданственность как одну из важнейших составляющих идейно-нравственного саморазвития личности.

     Основной аргументацией, позволяющей включить гражданственностьв рядинтегративных идейно-нравственных качеств, являются целевые установки педагогического процесса, обоснованные авторитетными учеными-педагогами и представленные в современных нормативных документах. В частности, выдающийся ученый П.Ф. Каптерев характеризовал образовательный идеал человека, который «чувствует себя членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом…» [1, с. 435]. Необходимость формирования «доброго общественника» П.Ф. Каптерев выразил в формуле: «Общественность есть второй воздух, которым мы духовно дышим наподобие того, как телесно дышим атмосферным воздухом. Без воздуха человек жить не может, без общественности также» [1, с. 195–196]. Педагог охарактеризовал «доброго общественника» как «беспристрастного оценщика полученного по наследству культурного достояния, его хранителя и множителя». Справиться с этой ролью, по мнению П.Ф. Каптерева, человеку помогают такие основные черты, как «уважение к своей собственной личности и параллельное уважение личности другого», право на основные условия «благотворности культурного труда», на свободу деятельности, отличную от опеки, раболепства, вынужденного и добровольного принижения (т. е. благодеяние как деятельность, в том числе и трудовая, во имя интересов общества и государства), «самодеятельность, способность инициативы», когда «личные интересы становятся в известной мере общественными, а общественные – личными», осознание того, что «общественная жизнь – гармонически объединенная жизнь личностей», почитание «высших религиозно-нравственных стремлений», проявление «особой энергии и самопожертвование на служение Отечеству, понимаемому как государство» [1, с. 197–199]. И в настоящее время понятие гражданственность вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве. Гражданственность означает осознание личной сопричастности к судьбе Родины и ее народа.

     В эмоционально-чувственной сфере гражданственность определяется чувством долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность). В то же время гражданственность включает чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству, гордость за свою страну, ее историю и культуру, уважение к законам и государственным институтам, духовно-нравственное отношение к природе родного края. Как свойство поведения, гражданственность проявляется в умении не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного, в готовности и способности человека активно участвовать в делах общества, отстаивать и защищать от всяких посягательств права и интересы гражданского коллектива, принимать и осуществлять государственные решения, сознательно использовать свои права и свободы, выполнять обязанности. Гражданственность дает силу воле для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

     Понятие «гражданственность» в нашем понимании используется как противоположность понятиям аполитичность, социально-политическая индифферентность, т. е. безучастность, безразличность, равнодушность. В то же время было бы неверно сводить гражданственность к лояльности по отношению к властям, законопослушному поведению, конформизму. С другой стороны, сама по себе политическая активность, тем более если она лишь внешняя, показная, не может служить показателем подлинной гражданственности. Отсюда взаимосвязь понятий гражданственность и патриотизм. Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальную рознь. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов. Личность, обладающая гражданственностью, руководствуется в повседневной жизни общечеловеческими моральными нормами и ценностями. Таким образом, гражданственность представляет собой сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.

     Развитие гражданственности, начинаясь в семье, продолжается в учреждениях образования. В частности, данное качество невозможно без овладения знаниями в области права, истории, культуры. Чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность. Как писал В.А. Сухомлинский, «чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла». Воспитательная сила науки заключена в том, что она способствует выработке у учащихся стойких жизненных убеждений, основ национального и общечеловеческого мировоззрения, критического мышления, формирования такого качества личности свободного гражданина как «культурный борец», т. е. «умения защищать и проводить в жизнь свои свободные взгляды и убеждения. Гражданину нужно самому защищать себя и осуществлять свои права и идеи. Гражданин есть не только свободное существо, но и свободная сила, он есть борец за культурные блага и ценности, а прежде всего за свою свободу, он обязан не только критически мыслить, но разумно, систематически и настойчиво действовать» [3, с. 312].

     Составной частью гражданского воспитания является участие молодежи в самоуправлении (представительство воспитанников в руководящих органах учреждения образования, суды чести, организация внеклассных занятий, досуга, художественной и спортивной самодеятельности и др.). П.Ф. Каптерев отмечал, что самоуправление в воспитательном плане особенно ценно тем, что развивает у обучающихся «чувство законности». В этом отношении очень велика роль образовательных учреждений, так как «они суть своеобразные гражданские общества с довольно сложной организацией, в которых воспитанники получают весьма важные, имеющие влияние на всю их позднейшую деятельность уроки общественной жизни» [1, с. 243].

     В содержание гражданского воспитания необходимо включить не только развитие гражданских чувств, гражданского мышления, но и выработку умений и навыков гражданской деятельности: «Гражданское воспитание должно подготовлять граждан и практически, приучением к совместной деятельности, к трудовой помощи другим, к работе не только на себя, но и на других» [3, с. 319].

     Таким образом, изучая историю своей малой Родины (села, улицы, города), своей страны, семьи, сознательно культивируя уважение к закону, людям, труду, правовым и моральным нормам, принятым в обществе, развивая коммуникативную компетентность, овладевая социальными навыками, человек воспитывает в себе гражданственность.

 

1. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с.

2. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

3. Каптерев, П. Ф. Новая школа в новой России / П. Ф. Каптерев // Педагогический сборник. – 1917. – № 9–11. – С. 307–348. 

 

Н.Н. Зенько

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ

ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И КАЧЕСТВ

 24.11.2012 г.

     Понятие «социальная активность» является частным случаем понятия «активность», которое широко используется в различных областях знания: политике, психологии, социологии, педагогике.

     Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества». Ряд авторов определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность».

     Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для продуктивного преобразования окружающей действительности.

     Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации через освоение социальных ролей. В процессе социализации следует выделить две основные фазы – адаптацию и интериоризацию. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности: в процессе познания социальной действительности (фаза адаптации) и в процессе сущностного, глубинного включения индивида в социальную жизнедеятельность (фаза интериоризации).

     Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активной личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активность личности формируется под воздействием среды и воспитания.

     Социальная активность рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность», которая предполагает воспитание у учащихся организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий.

     Социальная же активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления, зависящую от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на эту деятельность. В этой связи, социальная активность интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта.

     Как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности. Как преобразующая способность – в соответствующих социальных знаниях и навыках.

     Социальная активность является общим свойством личности и по-разному проявляется в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой и т.д. Проявление ее зависит в основном от двух причин: объективных (уровень и характер развития данного вида деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.) и субъективных (предшествующий опыт человека, общие и специальные способности, потребности личности, степень осознанности ею личной и общественной необходимости данного вида деятельности и др.).

     Таким образом, социальная активность как качество личности формируется в процессе социализации и выступает одним из важных ее показателей. При ее изучении необходимо опираться на те черты личности, которые находят свое проявление во вне – в действиях и поступках, имеющих социальное значение, так как социальная активность – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах.

 

В.П. Горленко

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН УВАЖЕНИЯ

22.11.2012 г.

     Уважение к людям – одна из важнейших нравственных черт человека. По существу, она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира. Известный туркменский поэт XVIII в. Махтумкули писал: «Лучшая мораль – уважение людей». Те, кто уважает окружающих, всегда доброжелательны, гуманны, справедливы. Они видят в людях прежде всего хорошее, то, что достойно одобрения. В народе с большой похвалой отзываются о человеке, который с уважением относится к людям.

     Необходимо уже с самых ранних лет вырабатывать у детей привычку внимательно, с уважением, почтительно и заботливо относится к окружающим людям. План беседы о формировании у школьников уважения к людям может быть таким: 1. Какова сущность уважения к людям как морального качества? 2. В чем проявляется уважение? 3. Каковы пути формирования у детей уважения к людям?

     Многие выдающиеся ученые, писатели указывали: кто не уважает других людей, тому трудно стать уважаемым человеком. Вот как высказался об этом выдающийся китайский ученый Конфуций: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии».

     Ф.М. Достоевский по этому поводу написал так: «Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя». А В.А. Сухомлинский справедливо считает: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей».

     В современном русском языке слово «уважение» означает понимание весомости, значимости другого человека, его ценности и достоинства.

     Чем умнее, добрее, значительнее человек, тем он доступнее, проще, легче в общении. Уважение к окружающим – его естественное состояние, оно постоянно.

     Людям, которые с уважением относятся к другим, присущи деликатность и такт. Это очень похожие благородные качества. Чтобы развить их, надо чаще ставить себя на место другого и думать: что неприятно мне, то неприятно и ему, что обрадует меня, то принесет радость и ему.

     Тот, кто обладает чувством такта, глубоко понимает душевное состояние других людей. Такой человек с доверием, бережно относится к людям, щадит их внутренний мир, проявляет интерес, внимание к их проблемам, заботам, сочувственно относится к их переживаниям, улавливает их настроение и считается с ним. Он всегда чувствует ту грань, через которую нельзя переступить, иначе обидишь человека. Тактичный человек боится понапрасну обидеть другого словом, поэтому осмотрительно, с большой осторожностью аргументирует свои высказывания. Обращая внимание на недостатки человека, он не руководствуется стремлением обличить его. И никогда не противопоставляет себя тому, с кем ведет разговор: дескать, я хороший, а вам надо бы улучшить свой характер. Подобная позиция не только не деликатна. Она неверна. У каждого человека, конечно же, есть недостатки, и никто не застрахован от ошибок. За недостатками, ошибками человек, уважающий других, старается увидеть хорошие качества, ведь они есть у каждого.

    Идеальных людей не бывает. У каждого человека свой темперамент, свои привычки, увлечения, вкусы, с которыми надо считаться. Это значит относиться к чужим интересам, привычкам и вкусам так же серьезно и с таким же уважением, как к своим.

    Каждый человек поступает сообразно своему характеру. Необходимо проявлять терпимость к манерам, привычкам, к индивидуальному своеобразию людей. Терпимость – это способность входить в положение человека, щадить его самолюбие, намеренно не замечая проявленной им неловкости, оплошности, великодушно прощать невольную ошибку, просчет, вспышку. Терпимость в отношениях с людьми – это производное не только от покладистого характера, но и от ума, от понимания жизни.

    Ко всем людям надо относиться с уважением. Каждый человек достоин уважения просто потому, что он человек. Отрицательное отношение к себе вызывают люди, доставляющие другим неприятности своим неуважением к ним, своей грубостью. Это нищие духом люди, люди низкой культуры и небольшого ума. Ведь известно, что умный человек даже глупо никогда не назовет дураком. Высокомерие, зазнайство, чванство отвратительны. Можно дать такие советы, которые помогут им в общении с людьми.

    Проявляйте искренний интерес к людям, находите в ним хорошее. Избегайте стандартных суждений о них.

   Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других людей.

    Признавайте достоинства других людей, внимательно, бережно относитесь к их суждениям.

    Обращаясь с людьми, будьте добрыми, снисходительными и терпимыми к мелким недостаткам других. Помните, что и вы их не лишены.

    Будьте внимательными, чуткими, тактичными, предупредительными по отношению к другим людям. Проявляйте заботу, милосердие, в необходимых случаях оказывайте им только товарищескую помощь.

     Проявляйте интерес и уважение к мнению других людей, даже если оно в корне противоречит вашему.

     Считайтесь с настроениями  и мнениями окружающих.

     Будьте готовы простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то предосудительное.

     Слушайте собеседника внимательно и с живым участием. Во время разговора следите за выражением своего лица, за речью. Приветливое выражение лица подчеркивает уважение к собеседнику.

      Если вы хотите возразить тому, с кем разговариваете, не перебивая, выслушайте его до конца, возражение может и не понадобиться.

     Некрасиво выглядит человек, который грубо перебивает собеседника, пытается подавить его повелительной интонацией, криком, грубым словом. Этим он унижает не только собеседника, но и себя. Уважайте мнение собеседника, будь он моложе или старше вас. Убеждайте его логическими суждениями, фактами, не навязывайте свое мнение.

     Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, обратитесь словами: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно скажите: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

     Человек, к которому проявляется уважение, способен поверить в себя и преодолеть любые жизненные трудности. Не скупитесь на уважительное отношение к людям! 

 

 

 

В.П. Горленко

 

СОВЕСТЬ - СТРАЖ НРАВСТВЕННОСТИ

12.11.2012 г.

     В русском языке слово совесть (со-весть) произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать». Мы обязаны знать, к чему готовим себя в преддверии критических ситуаций, что было в нас в момент совершения поступка и что после – в раздумьях и переживаниях. Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, если свой поступок я совершал «наедине с собой». Но обмануть собственную совесть невозможно: это свидетель, который всегда с тобой, спрятаться от которого невозможно.

      Совесть – сильный «внутренний голос» нравственного действия, способность к активному самопознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Совесть – нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения.

      В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личности. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной. Ее нельзя обмануть, но можно «уговорить», «усыпить» и т. д. Существует целый набор хорошо всем знакомых увещеваний, предназначенных для заключения сделки с совестью: «я хотел как лучше», «не знал, что так получится», «все так делают», «другие поступают хуже…» и т. д. Поэтому целиком полагаться на совесть тоже нельзя. Часто приходится слышать: «легко рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Но разве легко жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание – так, мол, сложились обстоятельства. Но ведь есть же люди, которые никогда не идут на компромиссы с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов.

      Конечно, бывают обстоятельства, которые действительно оправдывают человека. Но бывает и так, что обстоятельства служат лишь прикрытием для соглашательства, для самооправдания. В жизни всегда так было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы активизировать ее, сделать ее высшим судьей всей нашей жизни. Но в этом качестве совесть являет нам себя в одном из наиболее мучительных и высоконравственных своих обличий. Она выступает как угрызения совести – стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были. Это сострадание к потерпевшему, обида за себя, стыд за униженное достоинство (свое или чужое). Угрызения, муки совести – это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. А. И. Герцен писал, что «беспощаднее инквизитора нет, как совесть».

      На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция во многои определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Собирательный образ совестливого человека можно представить через следующие его действия и поступки.

     Он все делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный, ответственный человек.

     Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

     Совестливый человек и работает с душой, а не для «галочки». Чтобы подчеркнуть отношение такого человека к труду, выполнению своих обязанностей, обязательств, мы употребляем слово «добросовестный».

     Совестливый человек не пройдет равнодушно мимо чужой беды, не увильнет трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

     О важности совести как нравственного качества говорит в своем стихотворении русский поэт Н. И. Рыленков:

 

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

 

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

 

Ей все равно – шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи, –

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

 

Чего скрывать – с ней не легко живется,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовется

В народе русская душа.

 

Чистая совесть – самая лучшая подушка

(Г. Ибсен)

Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в нее следует чаще всего заглядывать

(Б. Паскаль)

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце

(А. С. Пушкин)

Совесть карает иногда даже там, где закон этого не делает

(Публий Сир)

Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь

(Л. Н. Толстой)

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Для меня соя совесть значит больше, чем мнения всех

(Цицерон)

 

 

 

 В.П. Горленко

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Усвоение и присвоение специалистами социальной сферы профессионально-этических ценностей становится в современных условиях важнейшим фактором прямой и опосредованной гуманизации общественных отношений, одним из существенных и необходимых условий социального прогресса. Социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями, статусом и репутацией, харизматическими данными и личной привлекательностью. Поведение, отношения и действия специалиста социальной сферы должно детерминироваться вполне определенными личностными качествами. Не последнее место в их перечне занимает толерантность. В связи с этим рассмотрим значение, а также сущностные и содержательные характеристики толерантности как профессионально-личностного качества.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития специалиста любого направления. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит новый XXI век. «Толерантность, – пишет Г. П. Медведева, – обязательное качество личности социального работника, заключающееся в повышении порога чувствительности к негативным характеристикам клиента» [1, c. 170]. Она необходима, если социальный работник стремится достигнуть доверительных отношений со своим клиентом. Толерантность социального работника основывается на принципе уважения личности в каждом человеке, признавая за ним права на свободу выбора. Толерантность специалиста социальной сферы формируется на основе понимания условий развития, становления личности клиента с учетом всех неблагоприятных факторов, влияющих на этот процесс.

Сформированность на профессиональном уровне такого качества, как толерантность, делает возможным принятие человека таким, каков он есть, признание его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности, не входит в противоречие с общественной моралью. Однако толерантность не означает одобрения социальным работников тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков и по настоящее время продолжает дополняться различными значениями. В английском словаре, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском быть толерантным означает «проявлять великодушие в отношении других, позволять, допускать»; в арабском языке толерантность – «прошение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [2, c. 52].

Общественная практика и потребность в регулировании этого явления привели к закреплению термина «толерантность» в нормативных правовых актах разного уровня – от национального (внутригосударственного) до международного. Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (принята на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 ноября 1995 г.), толерантность (терпимость) означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности» [3, c. 345–346]. В то же время в документе отмечается, что проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. Подобное поведение – показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. При том, что основным фактором установления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально-психо­ло­ги­ческие особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию.  

Толерантность является важнейшим образованием идейно-нравственного и духовного мира личности, а значит, относится к разряду духовно-нравственных ценностей. Это качество составляет специфику духовности, т. е. она обусловлена духовными потребностями индивида и способствует созиданию его духовного мира. «Толерантность, – пишет О. Е. Морозова, – направлена на самореализацию высших ценностей и смыслов в жизни личности, признает эти потребности и ценности в других личностях, что ведет к установлению субъект-субъективных отношений, позволяет увидеть значимость другой личности, ценность внутреннего содержания другого и накладывает определенную ответственность на человека понимать и принимать ценности других» [4, c. 81].

В этическом плане толерантность исходит из гуманистических позиций, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека. Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть.

В психолого-педагогическом аспекте толерантность понимается как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию доброжелательных отношений с людьми. Как качество личности толерантность определяется ее гуманистической направленностью и ценностным отношением к окружающим, представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях и поступках человека. В педагогике [5] под толерантностью понимают реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Проблема толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: и как этико-философская норма, и как принцип взаимоотношений между последователями различных идеологических концепций, убеждений и верований, и как метод социально-политических решений и действий, и как важная черта воспитания подрастающего поколения, и как обязательное условие любого социального – светского или конфессионального – служения. В этой связи можно говорить о различных видах толерантности: этнической, политической, религиозной.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Естественно, что образование и воспитание не могут стоять в стороне от решения этой проблемы. «Именно сфера образования, – подчеркивает А. Д. Вислова, – имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие толерантные качества и человека, и социума… В связи с этим, как мы считаем, возникает необходимость нового направления в педагогической науке – педагогики толерантности» [6, c. 162].

Актуальность воспитания толерантной личности обусловлена теми процессами, которые тревожат сегодня всю мировую общественность. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сегодня задача формирования толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка: семья, школа, вуз, общество в целом. Наличие у личности терпимости как важной нравственной ценности несомненно будет положительно влиять на становление ее социальной и профессиональной компетентности.

Литература

1       Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. П. Медведева. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

2       Масловская, Т. С. Толерантность в образовании / Т. С. Масловская // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 4. – С. 51–58.

3       Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. – М. : Республика, 2004. – 416 с.

4       Морозова, О. Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. – 2007. – № 6. – С. 80–82.

5       Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Бойбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 192 с.

6       Вислова, А. Д. Формирование толерантной личности – стратегическая задача образования / Л. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. –  С. 152–162.

 

Опубликовано:

Актуальні проблемі підготовкі фахівців соціальной сфері: Тезі доповідей Міжнародной навуково-практічноі конференціію -Хмельніцкій: ХІСТ Універсітету "Украіна", 2011.

Объявление

Новый Репозиторий ГГУ имени Ф.Скорины http://elib.gsu.by

НАД/ПОД посмотреть здесь

Расписание основное

посмотреть здесь

Расписание лекционной недели

посмотреть здесь

Расписание для заочников

http://psi.gsu.by/index.php/ru/zaochniku

Расписание магистратура

http://psi.gsu.by/index.php/ru/aspirantura-i-magistratura/magistratura

 

Расписание

посмотреть здесь

ПРОГРАММА ГЭК СР

посмотреть здесь

График ликвидации задолженностей

посмотреть здесь

Наши контакты

Адрес:
 г. Гомель
ул. Советская, 102,
кабинет 5-25.

Почтовый адрес

Телефон:
(0232) 50-38-52

Сайт:http://psi.gsu.by

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Это тоже мы

 

Полезные ссылки






 

 

Кластер непрерывного педагогического образования

Общественные организации