8 апреля 2021 года в г. Минск на базе Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» состоялся Республиканский семинар-совещание «Оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра: состояние и перспективы». Мероприятие проводилось в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который ежегодно отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 2007 года.В семинаре приняли участие министр образования Игорь Карпенко, представители министерства образования, министерства труда и социальной защиты, министерства здравоохранения, учреждений высшего образования Республики Беларусь, областные управления образования, региональные институты развития образования, региональные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Детский Фонд ООН ЮНИСЭФ, педагогическая и родительская общественность. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины в онлайн режиме на семинаре представляли декан факультета психологии и педагогики Владислав Бейзеров, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Татьяна Шатюк, доцент кафедры педагогики Елена Кошман, доцент кафедры психологии Анна Круталевич. В ходе мероприятия рассмотрены проблемы функционирования системы инклюзивного образования в стране, передовой опыт подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования. Участниками высказаны предложения по построению системы межведомственного взаимодействия сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, совершенствованию системы работы региональных тематических ресурсных центров. Особое внимание участниками семинара было уделено совершенствованию системы подготовки педагогических кадров для работы в условиях инклюзии, а также научно-методическому обеспечению инклюзивного образования.В рамках семинара работала диалоговая площадка «Создание национальной школы по оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра». Совещание позволило на междисциплинарном и межведомственном уровне системно рассмотреть существующие проблемы и выработать предложения по их решению. Следует отметить, что в настоящее время в стране создана целостная система комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ОПФР, а также системы подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ОПФР. В том числе в ГГУ им. Ф. Скорины в рамках подготовки студентов по специальностям I ступени высшего образования «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» в рамках компонента учреждения образования изучаются такие дисциплины, как «Теория и практика специального образования», «Технологии инклюзивного образования», «Инклюзивное образование в школе», «Социально-психологическая адаптация детей с психофизиологическими особенностями развития», «Психологическое сопровождение инклюзии», «Психология семьи ребенка с ОПФР», «Психология одаренного ребенка», «Психология девиантного поведения», «Основы коррекционной педагогики», «Специальная психология», «Медицинская психология», «Основы медицинской и специальной психологии», затрагивающие отдельные аспекты организации образовательного процесса, социально-педагогической и психологической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра. Преподавателями и студентами университета осуществляются волонтерские проекты, направленные на психолого-педагогическую поддержку детей с ОПФР (в том числе детей с расстройствами аутистического спектра), а также информирование населения о проблемах детей с ОПФР: в т.ч. участие в организации и проведении Дня информирования о проблемах аутизма на университетском, областном и городском уровне; проект «Психологический интегративный театр» и др. В тоже время участники семинара обозначили основные проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время: отсутствие научной и научно-практической школы подготовки педагогических кадров и специалистов; недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических работников; слабое межведомственное взаимодействие; недостаточно изученный и используемый потенциал семьи. В целях совершенствования подготовки педагогических кадров, осуществляющих образовательный процесс с детьми с ОПФР (в том числе с расстройствами аутистического спектра предложено усилить сетевой взаимодействие учреждений высшего образования, ввести обязательный курс «Инклюзивное образование» для всех педагогических специальностей.