Сборник научных трудов

 __________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Видео канал факультета

 

.

Поделиться информацией

Научно-учебно-практическая лаборатория прикладной психологии

(НУПЛ прикладной психологии)

УО «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Направления деятельности: области научных исследований и разработок подразделения, их соответствие приоритетным направлениям научной и (или) научно-технической деятельности в стране.

Основными направлениями деятельности научно-учебно-практической лаборатории прикладной психологии:

-   проведение научных исследований в прикладных областях психологии (социальной психологии, педагогической психологии, психологии семьи, этнопсихологии, гендерной психологии, психотерапии);

- организация психологической помощи;

- осуществление психологического сопровождения образовательного и воспитательного процессов;

- проведение кросс-культурных научных исследований;

- организация психологических тренингов.

Основные направления деятельности НУПЛ прикладной психологии соответствуют следующим приоритетным направлениям научной деятельности в стране:

п.11.11. Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инновационного развития национальной системы образования Республики Беларусь.

п.11.3. Социально-экономические, политические и социокультурные процессы в белорусском обществе, прогноз и моделирование общественной динамики.

п.11.6. Белорусская нация, процессы ее генезиса, развития и укрепления белорусской государственности, национальная, социокультурная, конфессиональная идентичность в контексте современных интеграционных процессов.

п.11.8. Комплексное изучение проблем искусства, этнических процессов и народного творчества современного белорусского общества.

п.12.6. Когнитивные технологии, изучение проблем сознания и функционирования человеческого мозга.

Цели и задачи деятельности:

- проведение комплексных прикладных социально-психологических исследований (психологическое сопровождение, наблюдение, консультирование и немедицинская психотерапия);

- предоставление поля для исследований в прикладной психологии с соотнесением объектов исследования со специфическими моментами и особыми социальными группами;

- обеспечение высокого научного уровня экспериментальных и исследовательских работ в области прикладной психологии;

- организация международных и республиканских научно-практических контактов (научно-практические конференции, симпозиумы, семинары, «круглые столы» и т.д.);

- издательская и рекламная деятельность в целях реализации основных задач НУПЛ прикладной психологии;

- предоставление материально-технической базы НУПЛ прикладной психологии студентам, аспирантам и специалистам для проведения научно-исследовательской работы, выполнение курсовых и дипломных работ, прохождения практики, а также для работы студенческих творческих проблемных коллективов;

- организация и проведение консультаций.

Методологические основы научной деятельности лаборатории прикладной психологии: организация и осуществление научно-исследовательской деятельности реализуется в русле системного и синергетического анализа, гуманистической психологии, личностно-ситуативного, деятельностного, культурологического и психосемиотического подходов.

Основания для успешной деятельности.

В течение многих лет на НУПЛ прикладной психологии проводятся научные исследования, семинары и конференции. Научная деятельность НУПЛ прикладной психологии организована по направлениям развития научно-исследовательских работ преподавателей и студентов, подготовке научного потенциала УВО.

Развитие психологической науки, расширение сферы влияния практической психологии позволяет лаборатории прикладной психологии развивать прикладные научные направления через деятельность научных и учебных психологических центров, лабораторий, клубов.

Результативность научной и научно-технической деятельности:

С 2006 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению психологических особенностей молодежи из семей с алкогольной зависимостью, определению специфики участия студентов-психологов в волонтерских социально-психологических проектах.

С 2007 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей восприятия молодежью фактов насилия в семье, определению особенностей национального самосознания студентов Беларуси и Украины.

С 2008 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей психического состояния матерей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, а также по изучению психологического благополучия в юности.

С 2009 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональных переживаний, связанных с сексуальным опытом в юности, а также по изучению особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.

С 2010 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по адаптации иностранных студентов к обучению в вузе; по выявлению социально-психологических факторов ишемической болезни сердца у трудоспособного населения Беларуси, а также по изучению социально-психологических последствий реализации посткатастрофных процессов в Республике Беларусь.

С 2011 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению психоэмоционального состояния и качества жизни пациентов с сахарным диабетом 1 типа; изучению профессионального становления студентов психологов.

С 2012 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей компьютерной и интернет-зависимостей в юношеском возрасте; по развитию эмоциональной сферы личности студента посредством классической музыки.

С 2013 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по сопровождению сиблингов детей, находящихся в терминальном состоянии.

С 2014 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению психолого-акмеологического сопровождения педагогов учреждений образования.

Результаты исследовательской и опытно-экспериментальной работы отражены в научных публикациях.

Кадровый состав:

Кандидаты наук, доценты: Шатюк Т.Г.; Колтышева Н.И.

Кандидаты наук: Шевцова Ю.А., Щекудова С.С.

Ст.преподаватели: Заулина Г.В.; Маркевич О.В.

Ассистенты: Журавлева А.Е.; Короткевич О.А.; Новак Н.Г.; Одиночкина Е.В.; Певнева А.Н.;

Деятельность по развитию закрепленных направлений

Наличие договоров о сотрудничестве.

В 2003 году заключен договор с Флорентийским государственным университетом подразумевающий интенсивный обмен опытом, совместные научно-исследовательские проекты, обучение белорусских студентов в Италии, приезд итальянских студентов в Беларусь.

В 2014 году заключен договор о сотрудничестве с Государственным учреждением образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Наличие студенческих научных объединений (СНИЛ, кружки и др.):

Руководители СНИЛ осуществляют работу с научным резервом и систематически консультируют студентов по вопросам проведения научно-исследовательской работы. Создание условий для творческого роста молодых талантливых исследователей обеспечивается путем поддержки их участия в международных конференциях, семинарах и вовлечения их в научную деятельность.Студенты принимают активное участие в различных волонтерских проектах.

В  2005, 2010 годах кафедра социальной и педагогической психологии, НУПЛ прикладной психологии по итогам разносторонней научно-практической пятилетней работы получила престижный республиканский грант Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной и талантливой молодежи на развитие студенческой лаборатории «Альянс».

Совместные проекты НУПЛПП и СНИЛ «Альянс»:

  1. «Я теперь студент»
  2. «Психологический клуб»
  3. Волонтерский отряд «Альянс»
  4. «Адаптация иностранных студентов»
  5. «Профилактика вместе» и волонтерский отряд «Мы за жизнь!»
  6. «Я такой же, как и ты»
  7. Мастерская «Sandplay»
  8. Клоуно-, смехотерапия и волонтерская группа «Funny nose»
  9. «Векторы психологии»
  10. «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях и охрана здоровья подрастающего поколения»
  11. «Руки доброты»
  12. «Модель жизни в танце» и волонтерский отряд «Забота»

Организация конференций и семинаров:

- 2006 г. – I международная научно-практическая конференция «Современные подходы к продвижению здоровья» (совместно с Гомельским государственным медицинским университетом);

- 2008 г. – II международная научно-практическая конференция «Современные подходы к продвижению здоровья» (совместно с Гомельским государственным медицинским университетом);

- 2010 г. – III международная научно-практическая конференция «Современные подходы к продвижению здоровья» (совместно с Гомельским государственным медицинским университетом);

- 2012 г. – конференция «Актуальные проблемы современной психологии»;

- 2008 г. – семинар по разработке и реализации волонтерских проектов с участием волонтерской службы «Convivere» и эксперта организации «Немецко-русский обмен» Х. Гюндерта;

- 2009 г. – семинар «Танцевально-двигательная психотерапия в работе с подростками с особенностями психофизического развития»;

- 2009 г. – семинар-практикум по смехотерапии с участием итальянских специалистов-волонтеров;

- 2010 г. – круглый стол по результатам исследования межкультурных различий оказания психологической помощи взрослым детям алкоголиков с участием делегации из Флорентийского государственного университета;

- 2010 г. – круглый стол «Профессиональная подготовка психологов: современные подходы, обозначенные Болонским процессом»;

- 2010 г. – научно-практический семинар «Интеграция детей с особенностями психофизиологического развития в системе образования»;

- 2010г. – 2013 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по смехо- и клоунотерапии с участием итальянских специалистов-волонтеров;

- 2011г. – 2014 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по песочной терапии;

- 2012г. – 2014 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по сказкотерапии;

- 2012г. – 2014 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по системным семейным расстановкам по Хеленгеру;

- 2012 г. – семинар «Техника ДМД – Дыхание, Музыка, Движение»;

- 2012 г. – семинар «Особенности развития детей, пострадавших от жестокого обращения и неудовлетворения жизненных потребностей;

- 2013 г. – сертификат Международного детского фонда «Семейно-ориентированный подход в работе по охране детства» (Шатюк Т.Г.).

- 2013 г. – семинар «Семейно-ориентированный подход в работе с семьей, попавшей в трудную ситуацию»;

- 2013 г. – семинар «Профилактика суицидального поведения»;

- 2014 г. – семинары «Профилактика аддиктивного поведения»;

- 2014 г. – стажировка студентов в Италии по смехо- и клоунотерапии.

- 2014 г. – сертификат «Подготовка и сопровождение приемных родителей и усыновителей по модели «Прайд» (Щекудова C.С., Одиночкина Е.В.)

Партнеры

Лаборатория прикладной психологии осуществляет сотрудничество и реализовывает совместные проекты с предприятиями и организациями города и области (общеобразовательные учреждения, учреждения высшего образования, территориальные центры социальной защиты населения, коррекционно-развивающие центры, учреждения здравоохранения:

- Гомельский областной, городской, районный исполнительные комитеты, администрации районов города Гомеля;

- Управление образования Гомельского облисполкома;

- Управление по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома;

- Гомельский областной совет профсоюзов

- Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

- Белорусский государственный университет транспорта;

- Гомельский государственный медицинский университет;

- Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого;

- Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации;

- Гомельский инженерный институт» МЧС РБ;

- Гомельский областной Дворец творчества детей и молодежи;

- Гомельский государственный политехнический колледж;

- Гомельский детский дом

- Детский социальный приют ГУО «Гомельский районный социально-педагогический центр»

- Речицкий государственный социально-педагогический центр;

- Речицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

- Речицкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека;

- Гомельская областная клиническая больница;

- Гомельская областная клиническая психиатрическая больница;

- Гомельский областной клинический наркологический диспансер;

- Гомельская городская клиническая больница № 2;

- Гомельский областной центр гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья;

- Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии;

- Гомельский областной центр здоровья;

- Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей

- Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г.Гомеля

- Центр социального обслуживания населения Новобелицкого района г.Гомеля

- Центр социального обслуживания населения Советского района г.Гомеля

- Центр социального обслуживания населения Центрального района г.Гомеля

- Территориальный центр социального обслуживания населения Гомельского района

- Частное социально-благотворительное учреждение онкопомощи  «Меридиан надежды»

Международное сотрудничество.

В 2003 году заключен договор между УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» и Флорентийским государственным университетом, который обеспечивает обмен опытом, осуществление совместных научно-исследовательских проектов, кросс-культурных исследований.

С 2012 года – сотрудничество с лабораторией прикладной психологии факультета психологии и специальной психопедагогики Кишиневского государственного педагогического университет им. Иона Крянгэ по проблеме профилактике, противодействия насилию в семье и школе, преодолению его последствий.

С 2014 года – сотрудничество с Тверским государственным университетом, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина».

Основные направления научной работы преподавателей НУПЛ прикладной психологии.

«Психолого-акмеологическое сопровождение студентов, педагогов различных типов учреждений образования» (зав. НУПЛ прикладной психологии Т.Г. Шатюк).

«Практико-ориентированное психолого-акмеологическое сопровождение молодого специалиста-психолога»; «Психотерапевтические техники» (ст. преп. Г.В. Заулина).

«Особенности оказания психологической помощи разным категориям населения»; «Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с переживанием одиночества» (асс. О.В. Маркевич).

«Танцедвигательная психотерапия», «Психологическая помощь взрослым детям алкоголиков» (асс. О.А.Короткевич).

«Гетеростереотипы восприятия белорусских и иностранных студентов»; «Социально-психологические условия развития этнокультурной компетентности»; «Технологии психолого-акмеологического сопровождения личности» (асс. К.Л. Соколова).

«Гендерные и этнокультурные особенности адаптации школьников и студентов» (асс. Т.В. Жукевич).

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в современной образовательной среде»; «Концептуальная модель развивающей образовательной среды» (асс. С.С. Щекудова).

«Детерминанты качества жизни современных подростков и юношей» (асс. А.Е. Журавлева).

«Факторы психологического благополучия и осмысленности жизни личности в кризисной ситуации» (асс. Н.Г. Новак).

«Психолого-акмеологическое сопровождение формирования гендерной идентичности» (доц. Ю.А. Шевцова)

«Самораскрытие как аспект психолого-акмеологического сопровождение личности» (доц. Н.И. Колтышева)

Проекты, программы:

- «Гетеростереотипы восприятия белорусами итальянцев и итальянцами белорусов»;

- «Социально-психологические факторы, обеспечивающие психологическое благополучие в юности»;

- «Влияние социальных стереотипов национального восприятия на межкультурную коммуникацию»;

- «Компетентная помощь созависимым»;

- «Teaching and Learning Psychology in Higher Education»;

- «Трансграничное партнерство: Беларусь, Германия и Польша»;

- «Особенности оказания психологической помощи различным категориям населения в Италии и Беларуси»;

- «Психологическая и психотерапевтическая помощь взрослым детям алкоголиков (ВДА)»;

- «Особенности психологического сопровождения инклюзивного образования»;

- «Семейно-ориентированный подход в работе служб по охране детства».

 Темы:

- 2002-2006 ГБ 02-01 Личностные и процессуально-технологические основы профессионального становления студентов вузов

- 2007-2011 ГБ 07-01 Социально-психологические факторы, определяющие психологическое благополучие в юности

- 2012-2015 ГБ 12-01 «Психолого-акмеологическое сопровождение личности в современной социокультурной среде»

            

Объявление

Новый Репозиторий ГГУ имени Ф.Скорины http://elib.gsu.by

НАД/ПОД посмотреть здесь

Расписание основное

посмотреть здесь

Расписание лекционной недели

посмотреть здесь

Расписание для заочников

http://psi.gsu.by/index.php/ru/zaochniku

Расписание магистратура

http://psi.gsu.by/index.php/ru/aspirantura-i-magistratura/magistratura

 

Расписание

посмотреть здесь

ПРОГРАММА ГЭК СР

посмотреть здесь

График ликвидации задолженностей

посмотреть здесь

Наши контакты

Адрес:
 г. Гомель
ул. Советская, 102,
кабинет 5-25.

Почтовый адрес

Телефон:
(0232) 50-38-52

Сайт:http://psi.gsu.by

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Это тоже мы

 

Полезные ссылки






 

 

Кластер непрерывного педагогического образования

Общественные организации