Научно-учебно-практическая лаборатория прикладной психологии
(НУПЛ прикладной психологии)
УО «Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Направления деятельности: области научных исследований и разработок подразделения, их соответствие приоритетным направлениям научной и (или) научно-технической деятельности в стране.
Основными направлениями деятельности научно-учебно-практической лаборатории прикладной психологии:
- проведение научных исследований в прикладных областях психологии (социальной психологии, педагогической психологии, психологии семьи, этнопсихологии, гендерной психологии, психотерапии);
- организация психологической помощи;
- осуществление психологического сопровождения образовательного и воспитательного процессов;
- проведение кросс-культурных научных исследований;
- организация психологических тренингов.
Основные направления деятельности НУПЛ прикладной психологии соответствуют следующим приоритетным направлениям научной деятельности в стране:
п.11.11. Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инновационного развития национальной системы образования Республики Беларусь.
п.11.3. Социально-экономические, политические и социокультурные процессы в белорусском обществе, прогноз и моделирование общественной динамики.
п.11.6. Белорусская нация, процессы ее генезиса, развития и укрепления белорусской государственности, национальная, социокультурная, конфессиональная идентичность в контексте современных интеграционных процессов.
п.11.8. Комплексное изучение проблем искусства, этнических процессов и народного творчества современного белорусского общества.
п.12.6. Когнитивные технологии, изучение проблем сознания и функционирования человеческого мозга.
Цели и задачи деятельности:
- проведение комплексных прикладных социально-психологических исследований (психологическое сопровождение, наблюдение, консультирование и немедицинская психотерапия);
- предоставление поля для исследований в прикладной психологии с соотнесением объектов исследования со специфическими моментами и особыми социальными группами;
- обеспечение высокого научного уровня экспериментальных и исследовательских работ в области прикладной психологии;
- организация международных и республиканских научно-практических контактов (научно-практические конференции, симпозиумы, семинары, «круглые столы» и т.д.);
- издательская и рекламная деятельность в целях реализации основных задач НУПЛ прикладной психологии;
- предоставление материально-технической базы НУПЛ прикладной психологии студентам, аспирантам и специалистам для проведения научно-исследовательской работы, выполнение курсовых и дипломных работ, прохождения практики, а также для работы студенческих творческих проблемных коллективов;
- организация и проведение консультаций.
Методологические основы научной деятельности лаборатории прикладной психологии: организация и осуществление научно-исследовательской деятельности реализуется в русле системного и синергетического анализа, гуманистической психологии, личностно-ситуативного, деятельностного, культурологического и психосемиотического подходов.
Основания для успешной деятельности.
В течение многих лет на НУПЛ прикладной психологии проводятся научные исследования, семинары и конференции. Научная деятельность НУПЛ прикладной психологии организована по направлениям развития научно-исследовательских работ преподавателей и студентов, подготовке научного потенциала УВО.
Развитие психологической науки, расширение сферы влияния практической психологии позволяет лаборатории прикладной психологии развивать прикладные научные направления через деятельность научных и учебных психологических центров, лабораторий, клубов.
Результативность научной и научно-технической деятельности:
С 2006 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению психологических особенностей молодежи из семей с алкогольной зависимостью, определению специфики участия студентов-психологов в волонтерских социально-психологических проектах.
С 2007 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей восприятия молодежью фактов насилия в семье, определению особенностей национального самосознания студентов Беларуси и Украины.
С 2008 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей психического состояния матерей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, а также по изучению психологического благополучия в юности.
С 2009 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональных переживаний, связанных с сексуальным опытом в юности, а также по изучению особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
С 2010 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по адаптации иностранных студентов к обучению в вузе; по выявлению социально-психологических факторов ишемической болезни сердца у трудоспособного населения Беларуси, а также по изучению социально-психологических последствий реализации посткатастрофных процессов в Республике Беларусь.
С 2011 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению психоэмоционального состояния и качества жизни пациентов с сахарным диабетом 1 типа; изучению профессионального становления студентов психологов.
С 2012 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей компьютерной и интернет-зависимостей в юношеском возрасте; по развитию эмоциональной сферы личности студента посредством классической музыки.
С 2013 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по сопровождению сиблингов детей, находящихся в терминальном состоянии.
С 2014 года на базе НУПЛ прикладной психологии проводилась исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению психолого-акмеологического сопровождения педагогов учреждений образования.
Результаты исследовательской и опытно-экспериментальной работы отражены в научных публикациях.
Кадровый состав:
Кандидаты наук, доценты: Шатюк Т.Г.; Колтышева Н.И.
Кандидаты наук: Шевцова Ю.А., Щекудова С.С.
Ст.преподаватели: Заулина Г.В.; Маркевич О.В.
Ассистенты: Журавлева А.Е.; Короткевич О.А.; Новак Н.Г.; Одиночкина Е.В.; Певнева А.Н.;
Деятельность по развитию закрепленных направлений
Наличие договоров о сотрудничестве.
В 2003 году заключен договор с Флорентийским государственным университетом подразумевающий интенсивный обмен опытом, совместные научно-исследовательские проекты, обучение белорусских студентов в Италии, приезд итальянских студентов в Беларусь.
В 2014 году заключен договор о сотрудничестве с Государственным учреждением образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Наличие студенческих научных объединений (СНИЛ, кружки и др.):
Руководители СНИЛ осуществляют работу с научным резервом и систематически консультируют студентов по вопросам проведения научно-исследовательской работы. Создание условий для творческого роста молодых талантливых исследователей обеспечивается путем поддержки их участия в международных конференциях, семинарах и вовлечения их в научную деятельность.Студенты принимают активное участие в различных волонтерских проектах.
В 2005, 2010 годах кафедра социальной и педагогической психологии, НУПЛ прикладной психологии по итогам разносторонней научно-практической пятилетней работы получила престижный республиканский грант Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной и талантливой молодежи на развитие студенческой лаборатории «Альянс».
Совместные проекты НУПЛПП и СНИЛ «Альянс»:
- «Я теперь студент»
- «Психологический клуб»
- Волонтерский отряд «Альянс»
- «Адаптация иностранных студентов»
- «Профилактика вместе» и волонтерский отряд «Мы за жизнь!»
- «Я такой же, как и ты»
- Мастерская «Sandplay»
- Клоуно-, смехотерапия и волонтерская группа «Funny nose»
- «Векторы психологии»
- «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях и охрана здоровья подрастающего поколения»
- «Руки доброты»
- «Модель жизни в танце» и волонтерский отряд «Забота»
Организация конференций и семинаров:
- 2006 г. – I международная научно-практическая конференция «Современные подходы к продвижению здоровья» (совместно с Гомельским государственным медицинским университетом);
- 2008 г. – II международная научно-практическая конференция «Современные подходы к продвижению здоровья» (совместно с Гомельским государственным медицинским университетом);
- 2010 г. – III международная научно-практическая конференция «Современные подходы к продвижению здоровья» (совместно с Гомельским государственным медицинским университетом);
- 2012 г. – конференция «Актуальные проблемы современной психологии»;
- 2008 г. – семинар по разработке и реализации волонтерских проектов с участием волонтерской службы «Convivere» и эксперта организации «Немецко-русский обмен» Х. Гюндерта;
- 2009 г. – семинар «Танцевально-двигательная психотерапия в работе с подростками с особенностями психофизического развития»;
- 2009 г. – семинар-практикум по смехотерапии с участием итальянских специалистов-волонтеров;
- 2010 г. – круглый стол по результатам исследования межкультурных различий оказания психологической помощи взрослым детям алкоголиков с участием делегации из Флорентийского государственного университета;
- 2010 г. – круглый стол «Профессиональная подготовка психологов: современные подходы, обозначенные Болонским процессом»;
- 2010 г. – научно-практический семинар «Интеграция детей с особенностями психофизиологического развития в системе образования»;
- 2010г. – 2013 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по смехо- и клоунотерапии с участием итальянских специалистов-волонтеров;
- 2011г. – 2014 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по песочной терапии;
- 2012г. – 2014 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по сказкотерапии;
- 2012г. – 2014 г.г. – ежегодные семинары-практикумы по системным семейным расстановкам по Хеленгеру;
- 2012 г. – семинар «Техника ДМД – Дыхание, Музыка, Движение»;
- 2012 г. – семинар «Особенности развития детей, пострадавших от жестокого обращения и неудовлетворения жизненных потребностей;
- 2013 г. – сертификат Международного детского фонда «Семейно-ориентированный подход в работе по охране детства» (Шатюк Т.Г.).
- 2013 г. – семинар «Семейно-ориентированный подход в работе с семьей, попавшей в трудную ситуацию»;
- 2013 г. – семинар «Профилактика суицидального поведения»;
- 2014 г. – семинары «Профилактика аддиктивного поведения»;
- 2014 г. – стажировка студентов в Италии по смехо- и клоунотерапии.
- 2014 г. – сертификат «Подготовка и сопровождение приемных родителей и усыновителей по модели «Прайд» (Щекудова C.С., Одиночкина Е.В.)
Партнеры
Лаборатория прикладной психологии осуществляет сотрудничество и реализовывает совместные проекты с предприятиями и организациями города и области (общеобразовательные учреждения, учреждения высшего образования, территориальные центры социальной защиты населения, коррекционно-развивающие центры, учреждения здравоохранения:
- Гомельский областной, городской, районный исполнительные комитеты, администрации районов города Гомеля;
- Управление образования Гомельского облисполкома;
- Управление по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома;
- Гомельский областной совет профсоюзов
- Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Белорусский государственный университет транспорта;
- Гомельский государственный медицинский университет;
- Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого;
- Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации;
- Гомельский инженерный институт» МЧС РБ;
- Гомельский областной Дворец творчества детей и молодежи;
- Гомельский государственный политехнический колледж;
- Гомельский детский дом
- Детский социальный приют ГУО «Гомельский районный социально-педагогический центр»
- Речицкий государственный социально-педагогический центр;
- Речицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- Речицкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека;
- Гомельская областная клиническая больница;
- Гомельская областная клиническая психиатрическая больница;
- Гомельский областной клинический наркологический диспансер;
- Гомельская городская клиническая больница № 2;
- Гомельский областной центр гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья;
- Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии;
- Гомельский областной центр здоровья;
- Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей
- Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г.Гомеля
- Центр социального обслуживания населения Новобелицкого района г.Гомеля
- Центр социального обслуживания населения Советского района г.Гомеля
- Центр социального обслуживания населения Центрального района г.Гомеля
- Территориальный центр социального обслуживания населения Гомельского района
- Частное социально-благотворительное учреждение онкопомощи «Меридиан надежды»
Международное сотрудничество.
В 2003 году заключен договор между УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» и Флорентийским государственным университетом, который обеспечивает обмен опытом, осуществление совместных научно-исследовательских проектов, кросс-культурных исследований.
С 2012 года – сотрудничество с лабораторией прикладной психологии факультета психологии и специальной психопедагогики Кишиневского государственного педагогического университет им. Иона Крянгэ по проблеме профилактике, противодействия насилию в семье и школе, преодолению его последствий.
С 2014 года – сотрудничество с Тверским государственным университетом, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина».
Основные направления научной работы преподавателей НУПЛ прикладной психологии.
«Психолого-акмеологическое сопровождение студентов, педагогов различных типов учреждений образования» (зав. НУПЛ прикладной психологии Т.Г. Шатюк).
«Практико-ориентированное психолого-акмеологическое сопровождение молодого специалиста-психолога»; «Психотерапевтические техники» (ст. преп. Г.В. Заулина).
«Особенности оказания психологической помощи разным категориям населения»; «Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с переживанием одиночества» (асс. О.В. Маркевич).
«Танцедвигательная психотерапия», «Психологическая помощь взрослым детям алкоголиков» (асс. О.А.Короткевич).
«Гетеростереотипы восприятия белорусских и иностранных студентов»; «Социально-психологические условия развития этнокультурной компетентности»; «Технологии психолого-акмеологического сопровождения личности» (асс. К.Л. Соколова).
«Гендерные и этнокультурные особенности адаптации школьников и студентов» (асс. Т.В. Жукевич).
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в современной образовательной среде»; «Концептуальная модель развивающей образовательной среды» (асс. С.С. Щекудова).
«Детерминанты качества жизни современных подростков и юношей» (асс. А.Е. Журавлева).
«Факторы психологического благополучия и осмысленности жизни личности в кризисной ситуации» (асс. Н.Г. Новак).
«Психолого-акмеологическое сопровождение формирования гендерной идентичности» (доц. Ю.А. Шевцова)
«Самораскрытие как аспект психолого-акмеологического сопровождение личности» (доц. Н.И. Колтышева)
Проекты, программы:
- «Гетеростереотипы восприятия белорусами итальянцев и итальянцами белорусов»;
- «Социально-психологические факторы, обеспечивающие психологическое благополучие в юности»;
- «Влияние социальных стереотипов национального восприятия на межкультурную коммуникацию»;
- «Компетентная помощь созависимым»;
- «Teaching and Learning Psychology in Higher Education»;
- «Трансграничное партнерство: Беларусь, Германия и Польша»;
- «Особенности оказания психологической помощи различным категориям населения в Италии и Беларуси»;
- «Психологическая и психотерапевтическая помощь взрослым детям алкоголиков (ВДА)»;
- «Особенности психологического сопровождения инклюзивного образования»;
- «Семейно-ориентированный подход в работе служб по охране детства».
Темы:
- 2002-2006 ГБ 02-01 Личностные и процессуально-технологические основы профессионального становления студентов вузов
- 2007-2011 ГБ 07-01 Социально-психологические факторы, определяющие психологическое благополучие в юности
- 2012-2015 ГБ 12-01 «Психолого-акмеологическое сопровождение личности в современной социокультурной среде»